Видео-семинар "Роль библиотек в условиях инклюзивного культурного пространства"

User Rating: / 18
PoorBest 

Выступление Сергеевой Г.С.

30 октября 2013 г. состоялся межрегиональный видео-семинар "Роль библиотек в условиях инклюзивного культурного пространства", организованный Ростовской областной специальной библиотекой для слепых.

ГУК ТО «Тульская областная специальная библиотека для слепых» приняла участие в видео-семинаре.

Заведующая детским центром Сергеева Г.С. представила участникам семинара доклад «Поддержка образования детей с нарушением зрения», в котором остановилась на следующем.

Инклюзивное (включенное) образование понимается как процесс совместного воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья с нормально развивающимися сверстниками, в ходе которого они могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии.

Новая политика в образовании нашла свое отражение в нормативных документах, как государственного масштаба, так и регионального.

В сентябре 2013 года Тульской областной Думой принят Закон Тульской области об образовании, устанавливающий правовые, организационные и экономические особенности функционирования системы образования, в том числе, организацию предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов.

Библиотека сопровождает развитие «особого» ребенка с момента рождения, предоставляя информацию родителям о новых формах воспитания и обучения детей с нарушениями зрения и другими ограниченными возможностями здоровья, приглашает родителей участвовать в семинарах, конференциях, стараясь привлечь всю семью к работе по социализации ребенка.

Главная задача работы нашей библиотеки – использование книжных форм в коррекционной деятельности.

Ребенку с особыми образовательными потребностями, занимающемуся по специальной методике, необходимой ему во всех сферах его детской деятельности, нужно применять комплекс специальных игр и упражнений и в чтении. «Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий его мир, прежде всего, в игре, игрой» - писал А.М. Горький, прекрасно знавший психологию ребенка. Игра создает ситуации, благоприятные для усвоения новых знаний, навыков, умений, воспитания нравственных и физических качеств. Для детей с особыми образовательными потребностями особенно важно применение наглядного материала, поэтому фонд библиотеки пополняют собственные тактильно-рукодельные книжки-игрушки.

Для формирования культурно-гигиенических навыков, моделирования ситуаций самообслуживания библиотека предлагает использовать на занятиях по социально-бытовой ориентировке тактильные пособия «Поможем маме – уберем сами», «Книжка про стирку», «Гигиена тела», «Шнуровки» и другие.

Двухтомную «Азбуку», тактильные издания сказок и произведений мировой литературы, имеющиеся в фонде нашей библиотеки, можно использовать при изучении русского языка.Филимоновская игрушка

При подготовке уроков по краеведению предлагаем использовать такие тактилФилимоновская игрушкаьные издания, как: «Памятники Тулы», «Жемчужины Тульского края», «Храмы Тульского края»; издания укрупненного шрифта с рельефно-графическими иллюстрациями: «Детям о войне», «Демидов», «По улицам Тулы», «Тульский пряник», «Тульский самовар», «Филимоновская игрушка» и другие.

К уроку биологии помогут подготовиться тактильные книги: «Грибы», «Лягушка», «Насекомые», «Домашние птицы», «Как зимуют звери» и другие. Для изучения английского языка рекомендуем использовать изданные на английском языке сказки «Колобок», «Теремок», «Гадкий утенок».

Создание и использование этих изданий совершенствуется и развивается в соответствии с требованиями тифлопедагогической науки и библиотечных технологий. К их созданию привлекаются тифлопсихологи и дефектологи в качестве консультантов.

ПрВыездная экскурсия в Богородицкий МДОБУ № 20именяя самые разнообразные формы и методы работы с детьми, мы стараемся привлечь их к участию во многих мероприятиях, в которых они участвовать в состоянии. Ничто не должно стать препятствием к овладению общими культурными ценностями. Вовлекая детей в мир книг, проводя конкурсы изобразительного и литературного творчества, конкурсы по использованию самодельных музыкальных инструментов, устраивая театрализованные праздники, проводя совместно с Тульским экзотариумом выездные экскурсии по программе «Лапа поддержки» для «особых» детей», выставки творчества и другие мероприятия, мы помогаем детям получить многие практические навыки, обогащаем их эмоциональный мир. Дети расширяют круг своего общения, учатся взаимопониманию, что способствует их более совершенной адаптации и реабилитации. С 2007 года мы привлекаем детей к сотрудничеству с краеведческим журналом «Рюкзачок знаний».

Библиотека вовлечена в совместную работу с педагогическими коллективами образовательных учреждений для детей с нарушением зрения и другими ограниченными возможностями здоровья, организуя Дни специалиста, Ярмарки инновационных идей, конференции, семинары, «круглые столы» и другие мероприятия. На них проходит обмен опытом, инновационными методами и приемами коррекционно-педагогической работы с детьми с особыми образовательными потребностями.

Обращаясь к издаваемому библиотекой Указателю-справочнику «Путеводитель дефектолога», педагоги найдут необходимую информацию о публикациях в профессиональной периодике и специальной методической литературе.

Оценивая реальность инклюзии в образовании, специалисты, работающие с детьми с ОВЗ, отмечали, обмениваясь опытом, что для  успешного осуществления инклюзии учащихся с нарушением зрения в общеобразовательный процесс и реализации социального подхода требуются изменения самой системы образования.  Общей системе образования необходимо стать более гибкой и способной к обеспечению офтальмо-гигиенических и эргономических условий с учетом особенностей зрительного восприятия, т.е. особого режима освещенности рабочего места, регламентированной зрительной нагрузки, оснащенности целым рядом приспособлений и методик обучения, способствующих рациональному использованию неполноценного зрения. И тогда дети с нарушением зрения смогут получить цензовое образование, овладеть адаптивными способами социально-бытовой ориентировки, получить профессию и состояться в ней.

{jcomments on}