Главная События и мероприятия Семинары. Круглые столы Разработка оригинал-макета тактильной книги «Кто в книжке живет?»

В нашей библиотеке работает

 Правила доступа здесь

Правовая информация

Журнальный зал

Доступный спорт

Миленина Анна - самая титулованная спортсменка

Российская биатлонистка и лыжница. Семикратная Чемпионка зимних Паралимпийских игр. Заслуженный мастер спорта России. Чемпионка Мира.

(3872)
Read more...
Кто на сайте ?
We have guests online
Статистика
Content View Hits : 17826387
Счетчики


Разработка оригинал-макета тактильной книги «Кто в книжке живет?»

User Rating: / 42
PoorBest 

Выступление на образовательном семинаре
для специалистов библиотек для слепых
15.11.2012 г.
заведующей методико-тифлобиблиографическим отделом
Кардашиной А.И.

На ежемесячном собрании совета по тактильным книгам была рассмотрена и принята к изданию новая тактильная рукодельная книга «Кто в книжке живет?». Предлагаем вашему вниманию разработку макета этого издания.

Книга по конструкции – книжка-ширмочка. Она содержит 5 страниц иллюстраций с текстом. В соответствии с практическим пособием «Тактильные рукодельные издания в специальных библиотеках для слепых» (М., 2011) для незрячих детей на одной странице допускается изображение не более 5 предметов, несущих информативное значение. Исходя из этого, получилось следующее издание:

на фоне голубого неба и зеленой травы размещаются фигурки животных:

1 стр. – лиса;

2 стр. – мышь;

3 стр. – заяц;

4 стр. – 2 мухомора: шляпки не треугольные, а как в природе округлые с юбочкой под шляпкой.

5 стр. – солнце (без глаз, улыбки, т.е. просто диск), цветок, кошка.

Изображения находятся в одной плоскости, без перспективы – это очень важно. Обязательное условие: у животного должно быть четыре лапы, два глаза, два уха, хвост. Цвет шубки животного должен быть таким, как в природе: лиса рыжая, мышь и зайчик серые, кошка черная, белая или пестрая (на контрасте с рыжей лисой и серыми мышью и зайцем).

Готовая страница с иллюстрацией обязательно обшивается кантом контрастного цвета. Внизу страницы делается значок произвольной формы, который указывает, где располагается нижний край картинки.

Рекомендуемые материалы: флис, фланель, для шубки зверей – искусственный мех, для изображения травы можно использовать нитки, гофрированную цветную бумагу, ткань, сетку, покрашенный синтепон, основа страницы, на которой выполняются изображения – неотбеленный лен.

Детали на странице можно пришивать ручными швами, машинным швом «зигзаг» или приклеивать специальным текстильным клеем, порошком для ремонта одежды «Сухая заплатка». Более подробно, о применяемых для изготовления тактильных книг материалах, можно прочитать на нашем сайте: http://taktil.tosbs.ru/index.php/aboutb/52-material.

Текст печатается шрифтом Arial 18 размера на плотном листе бумаги, как в альбоме для рисования. Тот же текст, только выполненный рельефно-точечным шрифтом Брайля, печатается на пластиковых прозрачных листах (обложках для переплета). Плотность листа не должна превышать 200 мкм (микрометров), чем тоньше лист, тем лучше проступают точки Брайля. Затем на заготовку страницы книги накладывается лист с плоскопечатным текстом, на него накладывается прозрачный лист с тестом по Брайлю, по их контуру прокладывается тесьма и все вместе пристрачивается на машинке.

Надпись на обложке книги выполняется в различной технике: из тесьмы, настроченной на ткань-основу, составляется из вырезанных из кожи (кожзаменителя) по шаблону букв, которые затем наклеиваются или настрачиваются на ткань-основу, вышивка любым рельефным швом, бисером, стеклярусом, бусами или другими материалами, создающими рельеф.

Книга может быть мягкой (внутри синтепон) или жесткой (внутри картон). Изображение может быть плоскостным с легкой набивкой синтепоном изображения животного или в структуре книги размещается карман или мешочек, а в нем на тесьме прикреплены игрушки-зверюшки, которые потом могут перемещаться по страницам или, как вариант, игрушки-зверюшки крепятся на страницу при помощи липучек. Если брать готовые игрушки, то необходимо соблюдение пропорций зверей относительно друг друга (мышь не может быть больше лисы) и соответствие окраса их шуб природным цветам.

Для каждого животного мы предлагаем свой комплект выкроек. Их необходимо вырезать, разложить на материал и закрепить портновскими булавками. Обвести выкройки цветным портновским мелом или сухим мылом. Выкраивать то количество деталей, которое указано на выкройке.

Общие рекомендации по пошиву игрушки. Сшить из отдельных деталей голову. Парные детали сшить по изнаночной стороне и вывернуть. Пришить уши к голове. Голову, туловище, лапы набить синтепоном и зашить отверстие для набивки.

Пришить голову, лапы и хвост к туловищу. Затем нашить (если есть) накладные детали. Вышить или приклеить готовые глаза и нос.

К готовому изданию готовятся комментарии и рекомендации по их использованию по следующей схеме:

1 – цель издания, его читательское назначение;

2 – описание издания (вид издания, структура, какой дается текст, вид иллюстраций, применяемые материалы, другие особенности данного издания);

3 – примерный план использования издания (знакомство ребенка с книгой, с иллюстрациями, вопросы, игры, рекомендации для родителей и тифлопедагогов).

В раздатке, которую вы все получаете, имеются разработанные нами рекомендации. Они могут быть использованы вами как основа для внесения  изменений, дополнений для совершенствования использования этого издания. Каждое издание имеет свои особенности, поэтому и рекомендации по использованию имеют различные схемы.

Еще один возможный вариант схемы:

1 – цель и читательское назначение издания;

2 – знакомство ребенка с книгой (оформление книги, знакомство с персоной, сопроводительная беседа, задания по ходу обследования, итоговые вопросы);

4 – рекомендации для родителей и тифлопедагогов.

Также для готовой книги выполняется ее библиографическое описание.

В зависимости от иллюстративного материала библиографические описания будут разными:

1 вариант – иллюстрации выполнены плоскостным изображением.

Кто в книжке живет? [Тактильное издание] : рукодельная мягкая книжка-ширмочка / библиотека ; худ. оформл. ; печать по Брайлю ; ред. ; отв. за вып. – Изд. для слабовидящих. – Место издания, год издания. – 5 л. : ил. : многокрас. ткань, картон, кожа, нитки, тесьма, синтепон. – Текст парал. УШ, РТШ.

2 вариант – со съемными игрушками:

Кто в книжке живет? [Тактильное издание] : рукодельная мягкая книжка-ширмочка / библиотека ; худ. оформл. ; печать по Брайлю ; ред. ; отв. за вып. – Изд. для слабовидящих.– Место издания, год издания. – 5 л. с ил., 4 предмета : многокрас. ткань, картон, кожа, мех, нитки, тесьма, синтепон. – Текст парал. УШ, РТШ.

Мы привели вам пример разработки оригинал-макета книжки-игрушки. Если у вас возникнут вопросы по созданию тактильных книг или потребуется наша консультация, то мы с радостью будем с вами сотрудничать, т. к. это будет способствовать совершенствованию и развитию создания и использования тактильных рукодельных книг и дидактических пособий.

{jcomments on}

Дополнительно:

Рекомендации по созданию тактильной книги

Посмотреть тактильную книгу:

Кто в книжке живет?

 
Вам понравилась статья? Поделитесь с друзьями.
Увеличение шрифта

Увеличить шрифт 3 Обычный шрифт 3 Уменьшить шрифт 3

Поиск по сайту
Проект библиотеки

Перевод(Translator)
Календарь событий

 May   June 2019   Jul

SMTWTFS
   1
  2  3  4  5  6  7  8
  9101112131415
16171819202122
23242526272829
30 
Julianna Walker Willis Technology

Уважаемые посетители и гости сайта!!!


Тульская областная специальная библиотека для слепых приглашает к сотрудничеству мастериц и волонтеров для изготовления тактильных книжек для маленьких детей с нарушениями зрения.
Обращаться по телефону:
8(4872) 41-66-14
8(4872) 41-03-36
Электронный адрес: Tosbs@tularegion.ru

 banner neb

banner antinarkotik

Профилактика нарушений
правил дорожного движения

Профилактика нарушений правил дорожного движения

Наш адрес: Тула, ул. Щегловская засека, дом 9. ТОСБС.
Технические вопросы:  +7 (4872) 41-04-81
Эл.адрес: Tosbs@tularegion.ru
Сайт: www.tosbs.ru - адаптирован для пользователей с проблемами зрения
Целевая аудитория: работники библиотек, читатели, педагоги, студенты вузов и колледжей, школьники,
работники социальной сферы и общественных организаций, воспитатели коррекционных детских садов,
дефектологи, тифлопедагоги, люди с ослабленным зрением и незрячие, их родственники,
а так же широкий круг аудитории.