Главная События и мероприятия Презентации Справочное и информационно-библиографическое обслуживание студентов и специалистов дефектологов

В нашей библиотеке работает

 Правила доступа здесь

Правовая информация

Журнальный зал

Доступный спорт

Миленина Анна - самая титулованная спортсменка

Российская биатлонистка и лыжница. Семикратная Чемпионка зимних Паралимпийских игр. Заслуженный мастер спорта России. Чемпионка Мира.

(2956)
Read more...
Кто на сайте ?
We have guests online
Статистика
Content View Hits : 17776615
Счетчики


Справочное и информационно-библиографическое обслуживание студентов и специалистов дефектологов

User Rating: / 18
PoorBest 

Директор

Справочно-библиографическое обслуживание относится к наиболее сложному интеллектуальному виду библиотечного труда, требует высокой квалификации сотрудников, соответствующей организации информационных ресурсов библиотеки.

Современный этап развития библиотек проходит в условиях так называемого «информационного взрыва», когда потребность в справочном и информационном обслуживании стремительно возрастает, а качество и содержание запросов пользователей усложняется. Задача организации справочно-библиографического обслуживания зафиксирована законодательно и в Федеральном законе и в Законе Тульской области «О библиотечном деле».

Сегодня нет такой библиотеки, которая не выделяла бы в массе своих пользователей определенные группы для проведения с ними углубленной работы. Пользователей объединяют в группы по возрасту, профессии, любительским интересам и многим другим признакам.

Дифференцированный подход прочно вошел в практику библиотечного обслуживания, стал одним из важных ее принципов. Мировое сообщество вошло в постиндустриальную информационную фазу своего развития, когда национальное информационное достояние считается главнейшим ресурсом и капиталом, аккумулирующим интеллектуальный потенциал государства. В этой связи встает вопрос об оперативном обеспечении пользователей этой информацией.

ДефектологияВ Тульской областной специальной библиотеке для слепых к настоящему времени сложилась стабильная система справочного и информационно-библиографического обслуживания студентов и специалистов-дефектологов, которая позволяет регулярно и оперативно информировать определенное число пользователей о новой литературе по интересующим их темам и проблемам. Получаемую информацию пользователи используют в научной, преподавательской и общеобразовательной цели.

Наша библиотека практикует как групповое, так и индивидуальное информирование. Групповое информационное обслуживание, как известно, предполагает составление указателей, списков литературы сразу для целой группы пользователей. Таким обслуживанием в нашей библиотеке пользуются дефектологи и педагоги. Приступая к организации индивидуальной информации, библиотека выявляет пользователей специалистов, нуждающихся в ней в первую очередь. Библиотекарь в индивидуальной беседе с каждым специалистом выясняет, по какой теме тот хотел бы получать информацию, согласовывает с ним круг источников, способы и периодичность информирования.

Для учета специалистов ведется картотека «Пользователи-специалисты. Информация по темам», в которой карточки группируются по отраслям знаний. Для ряда специалистов библиотека готовит информацию по двум и даже по трем темам. Например, в некоторых МДОУ появились воспитанники с нарушением слуха и зрения, следовательно, необходимо информирование как по вопросам тифлопедагогики и тифлопсихологии, так и по всем вопросам, связанным с нарушением слуха. Основные потребители индивидуальной информации - это научные работники, аспиранты, преподаватели вузов и колледжей, студенты, педагоги школ, социальные работники, родители детей с различными ограничениями жизнедеятельности.

Высокий образовательный уровень пользователей-специалистов предъявляет серьезные требования к организации и содержанию справочного и информационно-библиографического обслуживания. Большой эффект дает подробный просмотр периодических информационных изданий узкого профиля. Они снабжены дробной схемой классификации и включают в себя книги, монографии, а также материалы из отраслевой периодической печати. К такому типу информационных изданий относятся и библиографические указатели.

Электронные услугиСлучается, что качество, характер материалов, включаемых библиотекарем в информационный список, не удовлетворяют пользователя. Тогда работник библиотеки уточняет тему, интересующую специалиста, нередко вместе с ним намечает новый круг источников   для   просмотра.   Наиболее   распространенной   формой   индивидуального информационно-библиографического обслуживания специалистов является обслуживание в режиме «запрос-ответ». Библиографы по тематическому запросу пользователя составляют списки литературы, используя фонды крупнейших библиотек России, а также просматривая круг библиографических источников, определенных с помощью специалиста. Причем библиотека обеспечивает своих пользователей не только библиографическими списками, но и самой литературой, используя межбиблиотечный абонемент, ксерокопирование.

Работа специалиста над определенной темой обычно завершается публикацией, в которой материализуется и труд библиотекаря, осуществлявшего информационное обслуживание. По традиции пользователи-специалисты дарят библиотеке свои работы. Карточки с их описанием ставятся в картотеку «Публикации наших читателей».

КнигиСовременные информационные процессы требуют изменения деятельности информационно-библиографических служб - компьютеризации, использования новых технологий, совершенствования на этой основе информационного поиска и обслуживания.

Внедрение автоматизации в библиотечные процессы, позволило увеличить количество информационных услуг, предоставляемых Тульской областной специальной библиотекой для слепых своим пользователям, и сказалось на качестве справочно-библиографического и информационного обслуживания.

Индивидуальное и групповое информирование пользователей о новых поступлениях осуществляется с использованием электронного каталога, библиографические списки статей готовятся на основе баз данных. Базы данных используются в подготовке информационных мероприятий - Дней информации, обзоров, часов книги.

Возрастающую потребность пользователей в справочно-библиографическом обслуживании и эффективность использования баз данных подтверждает ежегодно возрастающее количество справок, выполняемых библиотекой. При этом если общее количество выполняемых справок за пять лет возросло на 26%, то количество справок, выполненных на основе БД, за тот же период увеличилось в 4,5 раза.

Тульская областная специальная библиотека для слепых является методическим центром и связующим звеном для общественных организаций инвалидов, учреждений и специалистов, занимающихся проблемами инвалидов и инвалидности в Тульской области.

Партнерские взаимоотношения библиотеки позволили выработать единый подход, апробировать и выбрать наиболее эффективные формы и методы реабилитационной работы.

За информацией по дефектологии в библиотеку обращаются социальные работники и педагоги, студенты-инвалиды вузов, колледжей, техникумов, родители детей-инвалидов. На сегодняшний день библиотека располагает значительными информационными и методическими ресурсами дефектологического характера, но существует целый пласт специальной литературы, которая сосредоточена в методических кабинетах коррекционных дошкольных учреждений и комбинированных школ г. Тулы и области, библиотеках различных ведомств, а также в личных коллекциях специалистов-дефектологов.

Электронные каталогиВ 2004 году методико-тифлобиблиографическим отделом Тульской областной специальной библиотеки для слепых была начата работа по созданию электронной базы данных «Сводная картотека литературы и методических материалов по дефектологии», в которой отражаются сведения о наличии специальной литературы в фондах библиотек, собраниях дошкольных и общеобразовательных учреждений и личных коллекциях специалистов-дефектологов Тульской области. База данных содержит сведения не только о книгах, но и о статьях из специальной периодики. На основе этой базы данных в библиотеке ведется также карточная библиографическая картотека.

Сотрудники библиотеки посетили тульские дошкольные учреждения № 84, 120 и 125 и общеобразовательную школу № 51 с целью знакомства с собранием литературы по дефектологии и ее росписи. Для дошкольных учреждений и общеобразовательной школы сотрудниками библиотеки были созданы карточные библиографические картотеки литературы и методических материалов по дефектологии на основе их собраний. Карточка содержит библиографическое описание книги с аннотацией, ее оборот представляет собой своеобразный 

читательский формуляр, где содержатся сведения о выдаче книги. Эти сведения показывают актуальность и востребованность книги, и отражают данные по повышению квалификации педагогами. Библиографические описания этих изданий вошли в базу данных и карточную библиографическую картотеку ТОСБС «Сводная картотека литературы и методических материалов по дефектологии».

Тульская областная универсальная научная библиотека, Областная библиотека работников образования, Центральная городская библиотека им. Л.Н. Толстого и филиалы ЦБС, библиотеки Тульского государственного университета и Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого предоставили ТОСБС сведения о своих изданиях по дефектологии на электронных носителях. Эти сведения также вошли в базу данных и карточную библиографическую картотеку. На экране представлены сокращенные и полные названия участников.

Различные методики заполнения полей, разница в индексировании документов, названиях предметных рубрик и ключевых слов потребовали создания унифицированной записи и новых рубрикаторов. Было переработано и отредактировано 1393 библиографические записи.

На основе этой базы данных библиотекой был подготовлен указатель «Путеводитель дефектолога по литературе и методическим материалам», предоставляющий пользователям Тульской областной специальной библиотеки для слепых и партнерам, участникам создания электронной базы данных, сведения о совокупном фонде литературы по дефектологии и возможности оперативного обмена этой информацией.

Указатель-справочник «Путеводитель дефектолога по литературе и методическим материалам» включает учебную, методическую и практическую литературу, имеющуюся в фондах Тульской областной специальной библиотеки для слепых, Тульской областной универсальной научной библиотеки, Областной библиотеки работников образования, Центральной городской библиотеки им. Л.Н. Толстого и филиалов ЦБС, библиотек Тульского государственного университета и Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого, дошкольных учреждений: МДОУ № 84, 120, 125 г. Тулы и № 20 г. Новомосковска, общеобразовательного учреждения МОУ СОШ № 51 г. Тулы. Указатель «Путеводитель дефектолога» содержит список литературы и справочный аппарат.

Указатель открывается предисловием, где кратко раскрывается предыстория создания указателя, его структура и читательское назначение. Затем следует список участников проекта.

Центральная часть указателя - библиографические описания изданий. В указателе две большие части «Образование. Педагогическая наука» и «Психология». Библиографические материалы в них сгруппированы в нескольких разделах, наиболее точно отражающих тематику изданий. Некоторые из разделов имеют еще и подразделы. Библиографические описания в разделах расположены по алфавиту авторов и заглавий статей. Каждая запись имеет свой порядковый номер. Также каждая запись снабжена указанием места хранения документа.

Часть «Образование. Педагогическая наука» имеет разделы:

  • «Дошкольное воспитание. Дошкольная педагогика»;
  • «Общеобразовательная школа. Педагогика школы»;

«Специальные школы. Дефектология (коррекционная педагогика и психология)» с подразделами:

  • «Сурдопедагогика»;
  • «Тифлопедагогика»;
  • «Тифлосурдопедагогика»;
  • « Олигофренопедагогика»;
  • «Логопедия»;
  • «Другие специальные педагогики» с подразделами: «Аутизм»;
  • «Детский церебральный паралич»;
  • «Задержка психического развития». В разделах отражена справочная, учебная, методическая и практическая литература по отраслям «Дефектологии» и «Специальной психологии».

Часть «Психология» имеет разделы:

  • «Общая психология»;

«Психология отдельных видов деятельности (арттерапия)» с подразделами:

  • «Библиотерапия»;
  • «Сказкотерапия»;
  • «Драмтерапия»;
  • «Кинезитерапия»;
  • «Коррекционная ритмика»;
  • «Музыкотерапия»;
  • «Оригами (конструирование из бумаги)»;
  • «Детская психология».

В разделах отражена справочная, учебная, методическая и практическая литература по отраслям «Психологии», исключая литературу по «Специальной психологии».

В целях оптимального раскрытия состава и содержания пособия и облегчения пользования им служит справочно-поисковый аппарат, где представлен комплекс вспомогательных указателей. Справочный аппарат пособия составляют: «Указатель заглавий/авторов» и «Указатель предметных рубрик».

«Указатель заглавий/авторов» в алфавитном порядке приводит первых авторов книг или их заглавий, если книга без авторского оформления. Каждая запись снабжена ссылками на номер библиографической записи в основном указателе.

«Указатель предметных рубрик» представляет собой алфавитный перечень предметных рубрик, раскрывающих содержание книги. Предметная рубрика помогает увидеть все аспекты, все стороны предмета и его межпредметные связи. Внутри крупных рубрик выделены частные подрубрики, близкие по содержанию понятия связаны ссылками и отсылками по типу «см.», «см. также», в сложных сочетаниях применена инверсия, при которой на первое место вынесены основные смысловые слова. Каждая запись снабжена ссылками на помер библиографической записи в основном указателе.

Указатель адресован, преподавателям и студентам дефектологических отделений педагогических вузов и колледжей, специалистам дошкольных учреждений комбинированного или компенсирующего вида, школ с коррекционными классами или классами компенсирующего вида, студентам-инвалидам всех категорий, лицам, осуществляющим социальную реабилитацию детей-инвалидов и специалистам библиотек Тульской области.

В настоящее время Путеводитель содержит сведения о новых поступлениях литературы и методических материалах в фонде библиотеки и ее партнерах о публикациях в профессиональной периодике и ссылки на электронные ресурсы специальных библиотек по дефектологии.

Доклад директора Тульской областной специальной библиотеки для слепых
Алевтины Митрофановны Чукановой
{jcomments on}



 
Вам понравилась статья? Поделитесь с друзьями.
Увеличение шрифта

Увеличить шрифт 3 Обычный шрифт 3 Уменьшить шрифт 3

Поиск по сайту
Проект библиотеки

Перевод(Translator)
Календарь событий

 Mar   April 2019   May

SMTWTFS
   1  2  3  4  5  6
  7  8  910111213
14151617181920
21222324252627
282930 
Julianna Willis Technology

Уважаемые посетители и гости сайта!!!


Тульская областная специальная библиотека для слепых приглашает к сотрудничеству мастериц и волонтеров для изготовления тактильных книжек для маленьких детей с нарушениями зрения.
Обращаться по телефону:
8(4872) 41-66-14
8(4872) 41-03-36
Электронный адрес: Tosbs@tularegion.ru

 banner neb

banner antinarkotik

Профилактика нарушений
правил дорожного движения

Профилактика нарушений правил дорожного движения

Наш адрес: Тула, ул. Щегловская засека, дом 9. ТОСБС.
Технические вопросы:  +7 (4872) 41-04-81
Эл.адрес: Tosbs@tularegion.ru
Сайт: www.tosbs.ru - адаптирован для пользователей с проблемами зрения
Целевая аудитория: работники библиотек, читатели, педагоги, студенты вузов и колледжей, школьники,
работники социальной сферы и общественных организаций, воспитатели коррекционных детских садов,
дефектологи, тифлопедагоги, люди с ослабленным зрением и незрячие, их родственники,
а так же широкий круг аудитории.