Главная События и мероприятия «Социализация личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья через творческую деятельность детских центров в условиях специальных библиотек для слепых»

В нашей библиотеке работает

 Правила доступа здесь

Правовая информация

Журнальный зал

Доступный спорт

Миленина Анна - самая титулованная спортсменка

Российская биатлонистка и лыжница. Семикратная Чемпионка зимних Паралимпийских игр. Заслуженный мастер спорта России. Чемпионка Мира.

(5821)
Read more...
Кто на сайте ?
We have guests online
Статистика
Content View Hits : 17954458
Счетчики


«Социализация личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья через творческую деятельность детских центров в условиях специальных библиотек для слепых»

User Rating: / 19
PoorBest 
Вебинар
 

Выступление на Всероссийском вебинаре 
17.04.2012 г.
зам.директора по УВР  Паршутиной С.В.
МОУДОД «ДДТ»

Одна из главных задач деятельности учреждения дополнительного образования-социализация детей в условиях современной жизни и их творческое развитие. Особенное внимание при решении этой задачи уделяется работе с детьми-инвалидами, как категорией детей, особо нуждающихся в помощи и поддержке не только близких людей, но и общества. Только в тесном сотрудничестве можно помочь ребёнку осознать значимость своей личности, помочь ему самореализоваться и утвердиться в общественной жизни. 

На протяжении многих лет мы  в Доме детского творчества  Пролетарского района города Тулы  работаем с самой сложной категорией –  с ограниченными возможностями здоровья. До этого наши педагоги работали с детьми данной категорией  только на дому. С открытием Отдела по работе с детьми с ОВЗ в 1999 году появилась новая возможность разнообразить виды деятельности и на базе учреждения и предоставить широкий спектр образовательных услуг по художественно-эстетическому, социально-педагогическому, физкультурно-спортивному и научно-техническому направлению.

Теперь у нас есть свой богатый опыт работы, появились новые возможности использовать новейшие технологии в процессе социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Ежегодно увеличивается количество детей-инвалидов. В нашем Пролетарском районе - самом большом промышленном районе Тулы в 1996 г. на учёте в комитете социальной защиты населения состояло всего 28 детей-инвалидов, а сегодня эта цифра достигает 497 (четырехсот девяноста семи)  человек. Всего в городе чуть более 1500 детей-инвалидов, а в области – более 5000 человек.

Это дети разных возрастов, но преобладают дошкольники. Цифры заставляют нас задуматься о будущем. Поэтому работа с данной категорией детей приобретает особое значение и актуальность. Ведь почти в каждом образовательном учреждении есть такие воспитанники.

Дети с ограниченными возможностями здоровья требуют к себе повышенного внимания и заботы. Конечно, мы все понимаем, что данная работа, трудная, требует особого подхода, учёта индивидуальных возможностей ребёнка.

Наш Дом детского творчества располагает многими возможностями для успешной социализации личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Структура образовательно-воспитательной деятельности включает разнообразные направления, позволяющие добиться положительных результатов в творческом развитии детей с особенностями развития.

Для детей работают объединения по интересам:

  • это изостудии «Радуга», «Самоцветы», «Акварельки»;
  • хореографические объединения «Фуэте», «Магнолия», «Танцевальная ритмика»;
  •   объединения вокального пения «Весёлые нотки», «Музыкальная капель»;
  • объединения декоративно-прикладного творчества «Мастерица», «Природа и фантазия», «Художественное вязание»;
  • театральное объединение «Фантазёры»;
  • есть развивающие объединения- «Школа речи», «Коррекция и развитие», «Букварик», «Глобус», «Математика с улыбкой»;
  • есть объединения физкультурно-спортивной направленности- «Оздоровительная физкультура», «Настольный теннис».

Дети выбирают на свой вкус любое объединение, развивают свои творческие способности.

Нам приходиться встречаться с многими проблемами в процессе работы с детьми-инвалидами, но нам активно помогают родители, работники спецслужб, специалисты комитета социальной защиты населения, центр «Контакт» психолого-педагогической помощи, медицинские работники, работники Тульской областной библиотеки для слепых. многие другие учреждения.

В поиске интересных и действенных форм и методов обучения и воспитания нам помогает изучение опыта работы с детьми-инвалидами в России и за рубежом через Интернет, а также участие в очных и заочных Общероссийских и международных научно-практических конференциях.

Педагогический коллектив Дома детского творчества активно работает над темой: «Социализация личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в условиях учреждения дополнительного образования», которая  является наиболее приоритетной в плане становления, самореализации и самоутверждения ребёнка в современном обществе. Сейчас мы изучаем опыт инклюзивного образования, стараемся использовать положительный опыт современных методик и технологий в данном направлении.

В решении комплекса задач  воспитания  принимают участие не только наши педагоги, воспитанники, но и их семьи. Привлекаются специалисты учреждений культуры, психологи, представители правоохранительных органов, работники библиотеки для слепых. Общая задача для наших партнёров в плане социализации детей-инвалидов основана на эффективном взаимодействии, создании общего образовательно-воспитательного пространства.

Работа педагогов с семьями  направлена на разностороннее воспитание детей, их творческое развитие и реализацию своих способностей в общественной жизни. Формы и методы работы разнообразны, но всё же опираются на многолетние традиции, совместные праздники и мероприятия. Наши воспитанники, несмотря на свои недуги, заболевания – должны оставаться добрыми, отзывчивыми людьми. Положительные человеческие качества и поступки должны быть приоритетными. Многие наши традиционные мероприятия направлены именно на осознание своих человеческих качеств.

Очень важно - создать развивающую среду. У нас в учреждении есть свои формы и методы работы, позволяющие добиться хороших результатов и в области общения, контакта не только с ребёнком , но и его семьёй. В «уютных» психолого-педагогическом комфорте развиваются таланты наших воспитанников, а положительный эмоциональный фон способствует оздоровлению.

В настоящее время необходимо использовать не только традиционные формы работы, но и Интернет-ресурсы, в частности, дистанционное обучение.

Для детей, находящихся на надомном обучении это особенно актуально. Успешная социализация невозможна без овладения самой разнообразной информацией. Средства Интернет-обучения  расширяет возможности получения новой  информации.

Уже создано множество программ дистанционного обучения, предназначенных для общеобразовательных школ. Для внедрения Интернет-технологий нам придется пересмотреть такие программы и адаптировать к дополнительному образованию, учитывая нашу специфику.

Преимущества такого обучения:

  • дети могут заниматься в удобное время, на любом расстоянии от образовательного учреждения (а это важно, т.к. дети-инвалиды часто находятся в реабилитационных лечебных центрах, санаториях, не могут посещать образовательные учреждения по состоянию здоровья);
  • дети получают возможность общаться через Интернет.

В перспективе мы планируем реализовывать программы дистанционного обучения по двум направлениям:

  • Во-первых, обучение может проходить в режиме онлайн. Это будет диалог педагога с воспитанником через веб-камеру.
  • Во-вторых, возможно самостоятельное обучение воспитанников, которые осваивают разработанные педагогом поэтапные занятия с подробным описание способов работы, фото- и видеоматериалами, технологическими картами, образцами, системой тестов, позволяющих закреплять материал. При этом ребенок сам выбирает темп освоения каждой темы.

Но есть  проблемы и трудности в обучении на расстоянии, так как многим детям необходим «живой» контакт с педагогом, ведь у детей-инвалидов и так ограничен круг общения. А педагог может дать ребёнку положительный эмоциональный настрой,  успокоить в случае неудачи, скорректировать занятие под настроение и индивидуальную возможность своего воспитанника. Но тем не менее, надо изучить все возможности использования Интернет–ресурсов.

 Мы предлагаем детям с ограниченными возможностями здоровья широкий спектр педагогических  услуг. Большой популярностью пользуются объединения художественно-эстетической направленности (44 объединения, в них 273 ребёнка),  социально педагогических объединений 14, в них занимается 107 детей. В физкультурно-спортивных объединениях занимается 42 ребёнка (8 объед.), в научно-техническом объединении «Оригами»-30 детей (5 объединений). Педагогический коллектив старается создать максимально-благоприятный условия для социализации личности ребёнка-инвалида.

Подготовка педагогических кадров – наиболее важная задача для всего учреждения. Ведь работа с детьми-инвалидами требует определённого настроя, терпимости, знаний коррекционной  педагогики, психологии. На сегодняшний день к нам приходят педагоги, не обученные мастерству работы с детьми-инвалидами, но мы стараемся решать эту проблему самостоятельно,  также привлекаем специалистов. В этом году наши педагоги обучались на курсах по дистанционному обучению детей с ОВЗ на базе Тульского Государственного педагогического университета им. Л.Н.Толстого.

Обучение на дому необходимо детям со сложными диагнозами, которые по состоянию здоровья не могут посещать Дом детского творчества. Методики обучения включат нетрадиционные формы работы, использование специальных пособий и тренажёров на развитие мелкой моторики рук. В этом нам помогает библиотека для слепых, располагающая огромной «методической базой».

Социализация личности ребёнка-инвалида не возможна без создания вариативных условий для получения образования детьми. В наших силах почувствовать необходимость коррекции образовательных программ соответственно возможностям ребёнка-инвалида, обеспечить индивидуальное развитие, талант. В нашей программе развития «Навстречу жизни» отражены все аспекты образовательно-воспитательной деятельности учреждения в плане работы с детьми-инвалидами. Ежегодно мы её пересматриваем, дополняем в соответствии с новыми требованиями. Основная идея программы основана на творческом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.

Методическое сопровождение позволяет улучшить качество образовательно-воспитательного процесса. У нас работает методическая служба, которая является основой научно-педагогической деятельности.

Содержательную стороны педагогической работы занимает социальная адаптация детей младшего возраста. Для детей дошкольного возраста у нас работает объединение «Букварик», программа которого, отмечена на Всероссийском конкурсе авторских образовательных программ в 2008 году.

Оздоровительная работа у нас ведётся во всех объединениях, но более содержательна в физкультурно-спортивных объединениях. И в летнее время на базе оздоровительного лагеря. В этом году запланировано две лагерных смены, в которых оздоровятся 80 детей с ОВЗ. Коррекционно-оздоровительная работа проводится опытными педагогами, с использованием спортивного оборудования,  тренажёров.

Педагогам важно не только научить ребёнка какому-нибудь делу, ремеслу, но и помочь ему в том, чтобы эти знания пригодились ему в дальнейшей жизни, а возможно, стали его профессией. Мы гордимся нашими выпускниками, которым пригодились в жизни полученные знания и навыки в ДДТ. Сейчас они работают хореографами, мастерами швейного и вязального дела, пишут сценарии, шьют мягкие игрушки, вышивают бисером, изготавливаю различные сувениры на продажу.

В сотрудничестве  с родителями педагоги видят сегодня  большие воспитательные возможности. Общение с родителями, дают возможность изучить их позицию, учитывать  её при организации работы, выборе форм и направлений деятельности. Поэтому каждый родитель – желанный гость в творческих объединениях. Их мнения, пожелания, оценочные суждения учитываются педагогами.

Мы используем самые разнообразные формы работы с семьёй: Дни открытых дверей, семейные гостиные, родительские собрания и индивидуальные консультации, анкетирование родителей, выставки творческих работ, открытые занятия, детские концерты, спортивные праздники. У нас работает ШКОЛА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ, в которую привлечены различные специалисты (психологи, логопеды, медработники, работники социальной защиты, пенсионного фонда, работники культуры, библиотек и т.д.).

Конечно, мы не забываем и о работе с одарёнными детьми-инвалидами. У нас есть такие дети, которые имеют самые серьёзные заболевания, но тем не менее они являются дипломантами городских, областных, всероссийских и международных конкурсов. Свои таланты дети демонстрируют в конце учебного года на фестивале детского творчества. Это всегда событие в нашем учреждении, которое несёт много положительных эмоций детям, родителям, педагогам.

В этом году  наше учреждение подключилось к проекту «Стирая грани», направленного на поддержку детей-инвалидов (в данную программу входит материальная поддержка детей, приобретение компьютеров, оборудования для оздоровительной работы, организации  занятий и т.д.). У нас создана творческая группа педагогов, которые разрабатывают технологии деятельности в рамках проекта «Стирая грани», определяют соответствующие методики и формы работы через Интернет-ресурсы. Это очень сложно, поэтому мы предлагаем всем желающим коллегам присоединиться к данной работе, объединить усилия в данном направлении.

Ещё можно много говорить о проблемах социализации детей-инвалидов и их творческом развитии, но в условиях учреждения дополнительного образования с учётом новых педагогических технологий можно реализовать множество интересных проектов, которые помогут нам добиться положительных результатов.

зам.директора по УВР  Паршутиной С.В.

Программа вебинара{jcomments on}

 
Вам понравилась статья? Поделитесь с друзьями.
Увеличение шрифта

Увеличить шрифт 3 Обычный шрифт 3 Уменьшить шрифт 3

Поиск по сайту
Проект библиотеки

Перевод(Translator)
Календарь событий

 Sep   October 2019   Nov

SMTWTFS
   1  2  3  4  5
  6  7  8  9101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
Julianna Willis Technology

Уважаемые посетители и гости сайта!!!


Тульская областная специальная библиотека для слепых приглашает к сотрудничеству мастериц и волонтеров для изготовления тактильных книжек для маленьких детей с нарушениями зрения.
Обращаться по телефону:
8(4872) 41-66-14
8(4872) 41-03-36
Электронный адрес: Tosbs@tularegion.ru

 banner neb

banner antinarkotik

Профилактика нарушений
правил дорожного движения

Профилактика нарушений правил дорожного движения

Наш адрес: Тула, ул. Щегловская засека, дом 9. ТОСБС.
Технические вопросы:  +7 (4872) 41-04-81
Эл.адрес: Tosbs@tularegion.ru
Сайт: www.tosbs.ru - адаптирован для пользователей с проблемами зрения
Целевая аудитория: работники библиотек, читатели, педагоги, студенты вузов и колледжей, школьники,
работники социальной сферы и общественных организаций, воспитатели коррекционных детских садов,
дефектологи, тифлопедагоги, люди с ослабленным зрением и незрячие, их родственники,
а так же широкий круг аудитории.