«Тактильные рукодельные издания как инструмент библиотерапии и читательского развития детей с особыми образовательными потребностями»

User Rating: / 69
PoorBest 

Участники конференции2-4 сентября 2010 года в г. Туле состоялась Международная научно-практическая конференция «Тактильные рукодельные издания как инструмент библиотерапии и читательского развития детей с особыми образовательными потребностями». Она была организована, в рамках мероприятий РБА (Секция библиотек, обслуживающих инвалидов) Тульской областной специальной библиотекой для слепых совместно с Тульским государственным педагогическим университетом им. Л.Н. Толстого при поддержке Администрации Тульской области.

В работе конференции приняли участие более 80 специалистов, представляющих специальные библиотеки для слепых, а также, организации и учреждения, работающие с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Гостями конференции стали специалисты Южно-Казахстанской областной специальной библиотеки для незрячих и слабовидящих граждан, а также представители общественности г. Тулы и области.

Участники конференции познакомились с современными тенденциями в области создания тактильных рукодельных книг и дидактических пособий, а также с их использованием в практической деятельности региональных спецбиблиотек и специальных коррекционных учреждений России.

Особое внимание было уделено использованию тактильных рукодельных книг и дидактических пособий с целью адаптации и реабилитации детей с ограниченными возможностями. Доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой специальной психологии МПГУ (г. Москва) Плаксина Любовь Ивановна проанализировала роль книги в развитии ребенка раннего и дошкольного возраста. Вниманию участников конференции был представлен видеофильм Сергея Раевского «Несколько шагов по радуге» (г. Москва).

Инновационными формами работы с использованием тактильных рукодельных книг поделились специалисты региональных библиотек для слепых, МДОУ № 125 г. Тулы (для детей с нарушением зрения), родители детей-инвалидов по зрению.

Тактильные рукодельные книги можно использовать как часть тифлопедагогических занятий. Одновременно обследуя объемные предметы и их изображения, ребенок обучается целостному восприятию этих предметов и действиям с ними, учится анализировать, сравнивать, объединять признаки и свойства.

Эти книги способствуют знакомству с окружающим миром, усвоению правил поведения, развитию памяти, мышления, речи, внимания. Создание проблемных ситуаций на страницах данных книг дает возможность ребенку самостоятельно искать решения и делать выводы. Занятия по этим книгам помогают корригировать нарушения познавательной и коммуникативной деятельности детей с нарушением зрения.

Стратегия развития специальных библиотек для слепых неразрывно связана с освоением и внедрением в библиотечную практику издания тактильных рукодельных книг и дидактических пособий с учетом передового опыта российских и зарубежных коллег, а также с активным и всесторонним их использованием.

По итогам работы участники конференции констатируют, что тактильные рукодельные книги способствуют ускоренному развитию зрительного восприятия, ориентировке на микроплоскости, социально-бытовой ориентировке, развитию зрительных функций.

Туляки не только поделились своим опытом создания и использования тактильных рукодельных книг и дидактических пособий, но и почерпнули для себя много интересных идей у коллег, которые в дальнейшем обязательно будут воплощены в жизнь.

Фото 2 сентября 2010 года - в музее П.Н.Крылова

Фото 3 сентября 2010 года - в ГУК ТО «Тульской областной специальной библиотеке для слепых»