Главная

В нашей библиотеке работает

 Правила доступа здесь

Правовая информация

Журнальный зал

Доступный спорт

Миленина Анна - самая титулованная спортсменка

Российская биатлонистка и лыжница. Семикратная Чемпионка зимних Паралимпийских игр. Заслуженный мастер спорта России. Чемпионка Мира.

(5808)
Read more...
Кто на сайте ?
We have guests online
Статистика
Content View Hits : 17953630
Счетчики


Тактильные книги и пособия – в помощь проведению коррекционных занятий по социально-бытовой ориентировке дошкольников с патологией зрения

User Rating: / 2
PoorBest 

Выступление Г.С. Сергеевой Выступление
заведующей Детским центром ГУК ТО ТОСБС
Галины Соломоновны Сергеевой
на практико-ориентированном семинаре
«Познавать мир через книгу»
26 сентября 2013 года

Социальное благополучие человека во многом зависит от того, как приспособлен, адаптирован он к окружающей действительности, каковы его самоощущения в ней. Для комфортного существования человека в социуме необходимо осознание своих возможностей и умение их использовать. Это особенно актуально для детей с патологией зрения.

Мы стараемся создать такую систему средств: книг, пособий, игрушек, которые смогли бы помочь ребенку понять окружающий мир с помощью сохранных анализаторов.

Для человека с нарушением зрения книга играет незаменимую роль в процессе обучения, социализации, приобретения важнейших знаний и умений. Использование тифлоиллюстрации помогает развивать конкретизацию представлений или служит в качестве тренировочного материала для развития осязательного восприятия и эстетического чутья. Для ребенка с нарушением зрения осязание – главный источник познания окружающего мира.

Эти книги объемны, комфортны для осязания, способствуют ускоренному развитию зрительного восприятия, ориентировке на микроплоскости, развитию зрительных, функций, социально-бытовой ориентировке.

Социально-бытовая ориентировка относится к числу специальных коррекционных занятий, которые вы, уважаемые коллеги, проводите с учетом возрастных и специфических особенностей детей со зрительной недостаточностью.

Под социально-бытовой ориентировкой подразумевается комплекс знаний и умений, непосредственно связанный с организацией собственного поведения и общения с окружающими людьми в различных социально-бытовых ситуациях, т.е. – это умение самостоятельно строить свое поведение во всех жизненных ситуациях вне рамок учебной деятельности.

Овладение навыками социально-бытовой ориентировки облегчает социально-психологическую адаптацию дошкольников. Дети, поступающие в сад, имеют недостаточно представлений о предметах и явлениях окружающей действительности. Объектом ознакомления в 1-ую очередь становится близкое окружение ребенка в детском саду и дома.

Программа по социально-бытовой ориентировке способствует формированию у дошкольников реальных представлений об окружающем мире и жизни человека.

Содержание занятий включает в себя следующие темы: «Личная гигиена», «Одежда и обувь, «Питание», «Семья», «Жилище», «Культура поведения», «Транспорт», «Торговля».

Мы предлагаем включать наши тактильные пособия и книги в занятия по СБО. Представлю вам некоторые из них.

Занятия по теме «Личная гигиена» с использованием тактильной книги «Гигиена тела» позволят детям овладеть умениями и навыками гигиены, охраны зрения, ухода за кожей. Используя тактильные ощущения, дети смогут описать объемные иллюстрации, рассказать, как часто они пользуются мылом, мочалкой. Воспитатель может побеседовать с ними о необходимости соблюдения личной гигиены, напомнить детям о том, что предметы личного пользования должны быть сугубо индивидуальными и почему. Рассматривая ванную  комнату с зеркалом, раковиной, тюбиком зубной пасты и зубной щеткой, дети хорошовоспримут  беседу о правильном уходе за зубами и полостью рта, о регулярном посещении стоматолога. Дети и воспитатель могут обсудить рекламируемые фирмы - производители. Можно побеседовать о том, как правильно выбрать зубную пасту и щетку.

Занятия по теме «Питание» предусматривают ознакомление детей с основными продуктами питания, способами приготовления и хранения пищи, сервировки стола, простыми рецептами блюд. Для проведения занятия мы предлагаем использовать такие книги, как: «Готовлю сам», «Бутерброды», «Набор для завтрака» и др.

Играя с пособиями «Игрушка-застежка», пособием-раскладушкой «Одевай-ка»,  «Кармашки», «Веселые кармашки»,  ребенок научится самостоятельно одеваться по сезону.

Дети могут несколько раз завязать и развязать шнурки, расстегнуть и застегнуть пальто, расстегнуть и застегнуть кнопки. Под костюмом у медведя ситцевая рубашка на красной молнии. Потренировавшись расстегивать и застегивать молнию на рубашке, дети снова оденут медведя.

Данное пособие знакомит детей с различными видами застежек: пуговицы, липучка, кнопки, молния, шнурки, а также с различными материалами.

Тактильные издания «Кармашки», «Веселые кармашки» знакомят детей с разными вариантами карманов и застежек.

Расширению навыков самообслуживания способствуют тематические занятия «Одежда и обувь», «Жилище» с использованием наших книг «Поможем маме – уберем сами»,  «Книжка про стирку». Они включают в себя повседневный уход за одеждой, жилищем.

Используя их, можно учить последовательности действий, которыми дети должны овладевать при уборке своей комнаты. Для развития тактильного восприятия предлагаются предметы обихода, предназначенные для этих процедур.

Чтобы убрать мусор в доме, нужны веник и совок, а  чтобы вымыть пол, необходимы тряпка и ведро.

Уход за одеждой предполагает ее стирку. И мы предлагаем использовать для раскрытия темы «Книжку про стирку». Игра с этим пособием очень понравилась детям 125 садика.

Кроме выработки сознательного поведения, упражнения в практической жизни развивают двигательную активность ребенка, способствуют воспитанию  его самостоятельности и тем самым укрепляют чувство собственного достоинства, формируют навыки социального поведения.

Для формирования знаний, умений по социально-бытовой ориентировке применяются различные методические приемы: объяснение, показ, наблюдение, сюжетно-ролевые и дидактические игры, рассматривание наглядности (муляжи…).   

Но все-таки основной формой организации обучения СБО дошкольников с нарушением зрения является сюжетно-ролевая игра, и поэтому органично использование в ее содержании наших тактильных книг и пособий.

Достижение коррекционного эффекта в результате специальных занятий с ребенком возможно только в тесном сотрудничестве с семьей, значение влияния которой на развитие и становление бытовой и социальной адаптации и на формирование личности ребенка в целом огромно.

Обладая уникальным для Тульской области фондом литературы и периодических изданий по коррекционной педагогике, тифлологии, библиотека является информационным центром для родителей детей-инвалидов, тифлопедагогов, специалистов, занимающихся вопросами воспитания и образования детей с нарушением зрения, а также выявляет, собирает для обобщения и распространяет опыт работы. Библиотека выполняет индивидуальные профессиональные запросы педагогов, помогает при подготовке занятий, выполнении аттестационных работ. Обратившись к указателю-справочнику «Путеводитель дефектолога», вы можете найти любую интересующую информацию по публикациям в профессиональной периодике.

Готовим мы свои издания согласно заявкам учебных учреждений.

Кроме того, мы стараемся приобретать все, что несет объемную информацию. Вот последние поступления.

Цель применения этих пособий – формирование навыков самостоятельного обслуживания себя, воспитание привычек культурного пищевого поведения, включение осязательного, слухового, обонятельного анализаторов в формирование социально-бытовой ориентировки. С помощью наших тактильных книг и пособий ребенок получает знания не только о форме предмета, но и о цвете, фактуре предметов. Материалы, которые используются в создании объемных аппликаций, передают шелковистость лепестка цветка, например, прохладную шероховатость камня или персика, например. 

Одним из примеров нашего  сотрудничества является использование  методики создания объемной картинки-аппликации специалистами образовательных учреждений при подготовке  с детьми работ к ежегодным конкурсам «Юный иллюстратор» (Новомосковск, Узловая, МДОБУ № 84 и др.). Самыми активными по созданию тактильных иллюстраций, пособий и  книг являются специалисты МДОУ № 125. Вы можете зайти на сайт МБДОУ  и познакомиться с их разнообразием.

Итак, дошкольный возраст – время активной социализации ребенка с нарушением зрения, вхождения в культуру, развития общения с взрослыми и сверстниками, пробуждения нравственных и эстетических чувств.

Задача педагогов, родителей, библиотекарей на этом этапе – обеспечить ребенку гармоничное взаимодействие с миром, правильное направление его развития. {jcomments on}

 
Вам понравилась статья? Поделитесь с друзьями.
Увеличение шрифта

Увеличить шрифт 3 Обычный шрифт 3 Уменьшить шрифт 3

Поиск по сайту
Проект библиотеки

Перевод(Translator)
Календарь событий

 Sep   October 2019   Nov

SMTWTFS
   1  2  3  4  5
  6  7  8  9101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
Julianna Walker Willis Technology

Уважаемые посетители и гости сайта!!!


Тульская областная специальная библиотека для слепых приглашает к сотрудничеству мастериц и волонтеров для изготовления тактильных книжек для маленьких детей с нарушениями зрения.
Обращаться по телефону:
8(4872) 41-66-14
8(4872) 41-03-36
Электронный адрес: Tosbs@tularegion.ru

 banner neb

banner antinarkotik

Профилактика нарушений
правил дорожного движения

Профилактика нарушений правил дорожного движения

Наш адрес: Тула, ул. Щегловская засека, дом 9. ТОСБС.
Технические вопросы:  +7 (4872) 41-04-81
Эл.адрес: Tosbs@tularegion.ru
Сайт: www.tosbs.ru - адаптирован для пользователей с проблемами зрения
Целевая аудитория: работники библиотек, читатели, педагоги, студенты вузов и колледжей, школьники,
работники социальной сферы и общественных организаций, воспитатели коррекционных детских садов,
дефектологи, тифлопедагоги, люди с ослабленным зрением и незрячие, их родственники,
а так же широкий круг аудитории.