Главная

В нашей библиотеке работает

 Правила доступа здесь

Правовая информация

Журнальный зал

Доступный спорт

Миленина Анна - самая титулованная спортсменка

Российская биатлонистка и лыжница. Семикратная Чемпионка зимних Паралимпийских игр. Заслуженный мастер спорта России. Чемпионка Мира.

(3873)
Read more...
Кто на сайте ?
We have guests online
Статистика
Content View Hits : 17826677
Счетчики

User Rating: / 7
PoorBest 

Японский чайный домик

Японская чайная церемония

Первый чай проник в Японию в расцвете ее культурных связей с Китаем династии Танг. Дайши (Кукаи), патриарх буддистской секты Шингона, доставил к японскому двору чай в слитке в начале IX века. С тех пор вплоть до XII века чаепитие ограничивалось пределами императорского двора и буддистских церемоний.

Первые чайные ростки завез в Японию возвращающийся из Китая буддистский монах Йесеи Миоан (1141-1215), который оценил его способность усиливать религиозную медитацию. Он высадил ростки во дворе своего монастыря в Киото. Он называл чай «божественным лекарством и высочайшим даром небес» за его способность поддерживать человеческие силы. Вскоре чай получил почти постоянную поддержку императорского двора и быстро проник из двора и монастырей в остальные слои японского общества. Особое значение для развития чайных традиций в Японии имели такие фигуры, как Мурата Дзюко, Такено Йоо, Сен Рикью.
С чайной традицией Мурата Дзюко (1422-1503) пришло понимание того, что концепция чая выходит далеко за пределы зрелищного действия, целебных свойств или храмовых церемоний, но его приготовление и употребление является шагом к просветлению. Мурата первым из чайных мастеров построил в Киото маленький чайный домик с комнатой в 4,5 татами. Мурата считал себя наследником китайского «чайного святого» Лу Юя, который проводил церемонии чаепития в атмосфере отделенности от всего мира в специально отведенном месте. Церемония Дзюко подчеркивала дух и разум, а не внешнюю форму. С Дзюко началась и еще одна чайная традиция. По преданию, Юан Ву, китайский мудрец, дал Дзюко свиток с каллиграфическими письменами (какемоно), который он повесил в своей чайной комнате. С тех пор в каждом чайном доме в Японии в специально отведенной нише, называемой токонама, висят свитки с живописью и каллиграфическими письменами.
Мурата утверждал, что чайная церемония – это не просто употребление определенного напитка, а способ приобщиться к философии искусства питья чая, метод единения с окружающим миром, молитва, вознесенная божеству, и стремление познать Истину Будды. В связи с этим, хорошая чайная церемония должна строиться на четырех основных принципах:
• Гармония. Достижение гармонии – это одна из важнейших задач всего ритуала чайной церемонии. Ко-гда человек отрешается от посторонних мыслей, забот, освобождается от отвлекающих ощущений, когда он не чувствует различия между другими людьми и полностью сливается с ними воедино – это и есть принцип гармонии.
• Почитание. Уважение к старшим, да и просто к людям, сидящим напротив, во время чайной церемонии прививается японцам еще с молоком матери. Участник чаепития должен с вниманием относиться к своим ощущениям, чувствам и настроениям во время чайной церемонии, но при этом быть тактичным, вежливым и учтивым с людьми, которые сидят рядом в чайной комнате.
• Чистота. Чистота также необходима каждому участнику чайной церемонии. Причем не только душевная, но и физическая. Каждый человек должен прийти на чаепитие с чистыми и светлыми помыслами, без каких-либо корыстных намерений, которые могли бы плохо повлиять на самого человека или других участников чайной церемонии. Чистота олицетворяет добро и освобождение от нечистот. На церемонию чаепития, люди должны были прийти чистыми телом и духом. Чистые люди, по поверью, получали хорошее здоровье и все-возможные блага.
• Покой. Гости чайной церемонии, а также пригласивший их устроитель церемонии, должны находиться в спокойном состоянии духа, и с полным умиротворением, без волнения и раздражения отнестись к таинственному действу, именуемым чайным ритуалом. Отношения между людьми за чаепитием должны также носить вежливое, тактичное и дружественное отношение. Чайная церемония должна скрепить их сердца и принести состояние глубокого покоя.

Японский чайный домик и сад

Японская чайная церемония – тяною – относится к наиболее самобытным, уникальным искусствам, и играет существенную роль в духовной и общественной жизни на протяжении многих веков. Это строго расписанный ритуал, в котором участвуют мастер чая – тот, кто заваривает чай и разливает его, и те, кто присутствуют при этом и затем пьют. У каждого участника церемонии – свой стиль поведения, охватывающий и позу при сидении, и все движения, и выражение лица, и манеру речи.
Чайная церемония как искусство «тяною» оформилась в своеобразную систему отдыха от будничных забот. В наиболее классической форме она стала совер-шаться в чайных домиках – тясицу.
Для Японии были характерны чайные сады – тянива. Чайный сад невелик. В целом он обычно является своеобразной моделью небольшого фрагмента горного склона, поросшего лесом. Все его элементы подбираются так, чтобы создавать настроение спокойной отрешенности. В ясную погоду он защищает от яркого солнца, создавая спокойный полумрак. В саду высаживают различные вечнозеленые кустарники, бамбук, сосны, кипарисы. Также в нем в «естественном» порядке, имитирующем природный беспорядок и случайность, располагаются камни, поросшие мхом, и старые каменные фонари. Если церемония проводится в темное время суток, фонари зажигают, чтобы осветить путь гостей к чайному домику. Свет фонарей неяркий, достаточный лишь для того, чтобы видеть путь, он не должен сам по себе привлекать внимание и нарушать сосредоточение.
Отдельного описания заслуживает дорожка, ведущая от входа через сад к чайному домику (на японском дорожка имеет специальное название – родзи, что в буквальном переводе означает «земля, покрытая росой»). Она выложена камнями (обычными, природными, имеющими разные формы и размеры) и выглядит не как искусственный тротуар, а как каменистая тропинка в горах, естественно вписываясь в картину чайного сада.Чайный домик в интерьере сада
В конце родзи, у входа в чайный домик, находится каменная чаша или колодец, цукубаи, из которого гости берут воду для омовения перед церемонией. На колодце лежит маленький ковшик из бамбука с длинной ручкой. Каждый гость был обязан омыть руки, лицо, пропо-лоскать рот.

Проход через сад буквально символизирует переход от одного состояния к другому, когда сознание переключается с мирских дел на эстетические переживания. Сад – это своеобразная граница двух миров, переход через которую готовит человека к постижению искусства, чистой красоты и гармонии.
Особое значение придавалось и устройству чайного домика. Литературные источники указывают, что первый такой домик был построен в 1473 году. Чайные домики походили на крошечные хижины восточных мудрецов, они были предельно скромны как по внешнему виду, так и по внутреннему убранству.
Чайный домик представляет собой небольшую комнату с узким и низким входом, который вынуждал бы всех участников церемонии независимо от их статуса, чина, состояния нагнуться и тем самым подчеркнуть, что все участники чайной церемонии равны. В чайный домик нельзя было входить с оружием, его нужно было оставлять за порогом, как и все мирское, чтобы войдя, сосредоточиться на духовном.
Помещение чайного домика разделено на три части: саму чайную комнату, комнату ожидания и дополнительное подсобное помещение. Пол чайной комнаты устилают бамбуковые циновки – татами. Все элементы и предметы интерьера выполнены исключительно из натуральных неокрашенных материалов, что символизирует максимальную приближенность к природному и естественному. В домике имеются 6-8 разных по размеру окон, обеспечивающих нужное (неяркое и не слишком тусклое) освещение.
Самый важный элемент интерьера чайного домика это специальная ниша – токонома, в которой размещают свиток с каллиграфией либо живописью, икебану и курильницу с благовониями. Токонома находится напротив входа, и каждый гость, входя, первым делом обращает внимание на свиток или букет, которые подбирались всегда с особой тщательностью и были частью церемонии.
Непритязательность обстановки создавала высшее ощущение красоты, постичь смысл которой следовало путем философского осмысления реальности. Чайный домик – это гармоничное сочетание изысканности и простоты, покоя и печали, лаконичной красоты и смы-словой законченности.

Посуда для японской чайной церемонии

Посуда для чайной церемонииПосуда для чайной церемонии отличается простотой и чистотой. В отличие от падких на сияющее новое начищенное столовое серебро европейцев, японцы предпочитают матовость, потертость, следы человеческого употребления, старину и потемневший от времени металл. Медный чайник, керамические чашки, бамбуковая мешалка, деревянная ложка для чая, коробочка для хранения чая – все простое, чистое, имеющее налет времени и завораживающее.
Набор посуды для японской чайной церемонии:
нацумэ – керамическая чашка для слабо заваренно-го чая;
чашаку – бамбуковая либо деревянная чайная лож-ка;
чаван – чайная чашка;
часен – венчик для взбивания чая;
мидзукаси – сосуд для воды, которой заваривают чай;
хишаку – ковш, которым разливают горячую воду по чашкам;
фукуса – ткань, для протирания хозяином чайной посуды;
кобукуса – ткань, на которой гостю подается чашка с горячим крепким чаем.
Утварь, используемая в ходе чайной церемонии, должна составлять единый художественный ансамбль, что не означает непременного однообразия, но требует, чтобы предметы подходили друг к другу и ни один из них не выделялся резко из общего набора. Для церемонии необходима шкатулка для хранения чая, котел или чайник, в котором кипятится вода, общая чаша для совместного питья чая, чаши для каждого из гостей, ложка для насыпания чая и мешалка, которой хозяин размешивает чай во время приготовления. Все предметы должны быть простыми, скромного вида и почтенного возраста, отражающегося в их виде. Как правило, чай хранится в простом деревянном ящичке, котел или чайник – вполне обычный, медный, ложка для чая и мешалка – бамбуковые. Чаши применяются в стиле керамики Раку – простые, керамические, достаточно грубой работы, без нарочитых украшений. Вся утварь безукоризненно чиста, но при этом никогда не начищается. В отличие от европейцев, натирающих металлическую посуду до зеркального блеска, придающего предметам вид новых, только что изготовленных, японцы предпочитают, чтобы предметы сохраняли «память о своем прошлом» – потемнение от времени, следы длительного использования. «Старый» вид утвари – один из элементов эстетики чайной церемонии.

Основные правила чайной церемонии

Чайная церемония распространилась во всех слоях японского общества, превратилась из простого коллективного чаепития в мини-спектакль, в котором каждый предмет, каждое действие имели символический смысл. Японцы говорят, что «чайная церемония – искусство воплощения изящества Пустоты и благости Покоя». Японцы признают и тщательно культивируют каноны чайной церемонии не только потому, что она дает им возможность эстетического наслаждения. В ритуале этой церемонии они ощущают самих себя: строгая регламентация поведения, точно установленные предлоги для церемонии, вполне определенная утварь. Перед церемонией хозяин посылает приглашения друзьям, и те за 2-3 дня до чая благодарят его за оказанное внимание. В день чаепития гости собираются за 15-20 минут до назначенного времени в специально отведенной комнатке и выбирают почетного гостя, которым обычно становится старший по возрасту человек. Именно он первым будет мыть руки и входить в чайный домик.
Официальному чаепитию предшествует кайсэки, то есть угощение разнообразным набором еды: здесь и суп, и рис, и рыба, и картофель с приправой. Угощают гостей и сакэ.
В Японии существует много форм чайной церемонии, но основных насчитывают шесть:
• Ночная. Как следует из названия, проводится она ночью, обычно при луне. Гости собираются около полуночи, и расходятся не позже четырех часов утра. Она отличается тем, что чайные листья перетирают в порошок не перед церемонией, а во время.
• Чайная церемония на рассвете. Начинается незадолго до восхода, в три-четыре часа утра.
• Утреннее чаепитие. Обычно проводится летом, когда утро – самое прохладное время.
• Полуденная (иногда называемая послеобеден-ной). Начинается около часа дня, к чаю из еды подаются только сладости.
• Вечерняя, или ночная. Начало церемонии варьируется от часов так шести пополудни до заката.
• Специальная церемония. Обычно приурочива-ется к какому-то важному событию. Отличается строгими требованиями к одежде участников и крайней формальностью.
В Японии существуют даже специальные школы ис-кусства чая. Весь ритуал чайной церемонии делится на два действия.
Первое действие чайной церемонии. Гости следуют в сопровождении хозяина по специальной дорожке сквозь полумрак чайного сада. Подойдя к небольшому бассейну с прозрачной водой, омывают руки и рот. За-тем они вползают в чайный домик. Входя в чайную комнату, гость вежливо кланяется. Затем, держа перед собой складной веер, выражает восхищение висящим в нише свиткам. После этого гости садятся и приветствуют хозяина. Присев, гости приступают к сладостям до тех пор, пока хозяин не пригласит всех в сад. О начале церемонии возвещает гонг – гости покидают сад и воз-вращаются в чайную комнату. В комнате теперь светлее, отодвинута бамбуковая штора, а вместо свитка в нише – ваза с цветами. Подбору цветов хозяин уделял особое значение. Хозяин вытирает чайницу и ложку специальной тканью и моет венчик в горячей воде, которую наливает из чайника ковшом. Затем кладет три ложки растертого зеленого чая в чашу, заливает ковшом горячей воды и взбивает чай, пока он слегка не загустеет. Крепкий зеленый чай готовится из молодых листьев чайных кустов в возрасте от 20 до 70 и более лет. Важной особенностью японского способа является то, что не только чайник, но сама вода для заваривания чай должна быть не более 80 градусов. Время заваривания чая – 3-5 минут.
Второе действие чайной церемонии. Главный гость кланяется, ставит чашку на ладонь левой руки, поддерживая правой. Размеренным движением рук чашка медленно подносится ко рту. Сделав небольшой глоток, гость оценивает вкус чая; делает еще несколько глотков, вытирает пригубленное место специальной бумагой и передает чашу следующему гостю, который поле нескольких глотков отправляет ее дальше. На Японская чайная церемониявкус чай терпок. Но в то же время такой чай очень ароматен. Присутствию в чае аромата японцы придают особое значение. Разговоров во втором действии не ведется, все сидят чинно и ровно, в строгих парадных одеяниях.
Закуски к чаю могут быть самыми разными – сконы, имбирные торты, вафли с крупными ячейками, кремы, джемы, тикейки, соленое масло. Единственное правило
– выпечка не должна перебивать вкус чая, поэтому от излишне ароматных тортиков и пирожных придется отказаться.

Основные японские чаи

Японский чай Японский чай «Гекуро». Это лучший японский чай, который называется также «Жемчужная роса». Его выращивают и производят только в горных районах. Этот чай изготавливают из самых верхушечек чайной флеши. В начале мая, когда набиваются почки, ряды чайных кустов затеняют от сильных солнечных лучей специальными циновками. Это способствует накоплению в почках тенина («чайного тоника») и делает особенно приятным и ароматным. Кроме того, они обогащаются хлорофиллом, который придает готовому чаю насыщенный зеленый цвет. При этом уменьшается содержание танина, что при заварке делает вкус настоя мягким и сладковатым. Сбор флеши производится вручную или специальными ножницами, после чего сбор немедленно поступает на фабрику. Первым делом его обдают паром, чтобы законсервировать вкусовые и ароматические качества и не допустить ферментации. Только после этого идет сушка, скручивание и дальнейшая обработка. В готовом виде «Гекуро» напоминает темно-зеленые иголочки. Японцы заваривают чай остуженным кипятком (60 градусов) в тече-ние 1-1,5 минут, также заливают повторно.
Японский чай Японский чай «Сенча». Процесс изготовления чая «Сенча» проходит лишь три стадии: пропаривание листа, скручивание и сушку. В зависимости от сбора, размера листа и метода сушки готовый чай выглядит по-разному – по форме и по оттенкам зеленого цвета. Вкус обладает заметными горьковатыми оттенками. Заваривают его как и «Гекуро».
Японские чаи «Банча», «Генмайча», «Кукитя» весьма недорогие и относятся к повседневным.
Японский чай «Банча» представляет собой более низкий сорт чая «Сенча», и в настое он не столь насыщенный, сладкий. Однако его можно пить в большом количестве, особенно для утоления жажды.

«Генмайча» готовится путем подмешивания неочищенного и слегка обжаренного риса в готовый чай «Сенча» или «Банча». При заваривании получается очень ароматный настой. Заваривать его можно не более двух раз.

Японцы часто устраивают чаепития, превращая их в эстетическое наслаждение и расценивая как способ единения с природой. Правило пить полезный и ароматный зеленый чай для японца – закон. Возможно, этим и объясняется завидное японское долгожительство.

Использованы материалы сайтов:
• http://chai.rb1.ru/cont.php?rid=1&id=11
• http://kyodonodoro.anihub.ru/viewtopic.php?id=165
• http://cofacemos.ru/articles/61-pravila-yaponskogo-chaepitiya
• http://priyatnogo.ru/tea-and-coffe/chaepitie-po-yaponski.htm

{jcomments on}

НАЗАД

 
Вам понравилась статья? Поделитесь с друзьями.
Увеличение шрифта

Увеличить шрифт 3 Обычный шрифт 3 Уменьшить шрифт 3

Поиск по сайту
Проект библиотеки

Перевод(Translator)
Календарь событий

 May   June 2019   Jul

SMTWTFS
   1
  2  3  4  5  6  7  8
  9101112131415
16171819202122
23242526272829
30 
Julianna Walker Willis Technology

Уважаемые посетители и гости сайта!!!


Тульская областная специальная библиотека для слепых приглашает к сотрудничеству мастериц и волонтеров для изготовления тактильных книжек для маленьких детей с нарушениями зрения.
Обращаться по телефону:
8(4872) 41-66-14
8(4872) 41-03-36
Электронный адрес: Tosbs@tularegion.ru

 banner neb

banner antinarkotik

Профилактика нарушений
правил дорожного движения

Профилактика нарушений правил дорожного движения

Наш адрес: Тула, ул. Щегловская засека, дом 9. ТОСБС.
Технические вопросы:  +7 (4872) 41-04-81
Эл.адрес: Tosbs@tularegion.ru
Сайт: www.tosbs.ru - адаптирован для пользователей с проблемами зрения
Целевая аудитория: работники библиотек, читатели, педагоги, студенты вузов и колледжей, школьники,
работники социальной сферы и общественных организаций, воспитатели коррекционных детских садов,
дефектологи, тифлопедагоги, люди с ослабленным зрением и незрячие, их родственники,
а так же широкий круг аудитории.