Главная

В нашей библиотеке работает

 Правила доступа здесь

Правовая информация

Журнальный зал

Доступный спорт

Миленина Анна - самая титулованная спортсменка

Российская биатлонистка и лыжница. Семикратная Чемпионка зимних Паралимпийских игр. Заслуженный мастер спорта России. Чемпионка Мира.

(2918)
Read more...
Кто на сайте ?
We have guests online
Статистика
Content View Hits : 17772467
Счетчики


Азбучные истины Л.Н. Толстого

User Rating: / 19
PoorBest 

 9 сентября 2013 г. исполняется 185 лет со дня рождения Льва Николаевича Толстого, гениального русского писателя, чьё имя наряду с А.С. Пушкиным, Н.В. Гоголем, Ф.М. Достоевским, И.С. Тургеневым, А.П. Чеховым и др. составляет славу и гордость нашей страны. А произведения Л.Н. Толстого для детей - это кладезь азбучных истин.

 Л.Н. Толстой уделял большое внимание вопросам воспитания и образования, в том числе крестьянских детей. Это нашло отражение в его публицистических статьях и письмах, получило продолжение в педагогической деятельности в Яснополянской школе и написании учебных книг для начальной школы («Азбука», 1872 г., «Новая азбука» и «Книги для чтения», 1875 г.), призванных помочь детям в обучении чтению, письму, овладении начальными сведениями по естественным наукам.

Произведения Л.Н. Толстого для детей - это кладезь азбучных истин. Писатель считал, что жизнь сложна и противоречива, поэтому ребёнку не нужен перечень моральных правил, а необходимы картины из жизни, которые вызывают в нём определённые мысли и чувства, приучая самостоятельно думать и размышлять.

Работа писателя над языком и стилем рассказов - образец того, как нужно писать для детей. Л.Н. Толстой говорил о том, что для детей надо писать так, «чтоб всё было красиво, коротко, просто и, главное, ясно».

Об этом очень точно высказался С.Я. Маршак: «Сегодня, перечитывая учебные книги Толстого, мы особенно ценим в них его блистательное умение пользоваться всеми оттенками, всеми возможностями родного языка, его щедрую затрату писательского мастерства на каждые три-четыре строчки, которые превращаются под его пером в умные, трогательные и убедительные рассказы».

  «...Счастье в том, чтобы жить для других...» - писал Толстой. Лев Николаевич пришёл к убеждению, что самое главное состоит в том, чтобы делать добро людям, среди которых живёшь. Одним из путей помощи ближнему было, по мнению писателя, образование и просвещение людей.

В 1859 г. в своём родовом имении Ясная Поляна Лев Николаевич открыл бесплатную школу для 30 крестьянских детей, и сам же работал там учителем.

Учебников в те времена не было, и Лев Николаевич занялся составлением «Азбуки». Работая над книжкой, он часто говорил с волнением: «Что из этого выйдет - не знаю, а положил в него всю душу».

  «Азбука» - это своеобразная энциклопедия, объясняющая детям окружающий мир, - стала событием в педагогике. «Азбука» Толстого получила позитивную оценку в прессе, была допущена Министерством народного просвещения в качестве учебного пособия в народные школы. При жизни Толстого «Азбука» издавалась свыше 30 раз, её переводили на многие языки мира: английский, французский, немецкий и даже арабский.

 Толстой мечтал создать свою школу, где ученики чувствовали бы себя свободно и весело, а учились бы с большой охотой и желанием.

Раньше крестьянским ребятишкам не разрешалось входить в графскую усадьбу. За каменной оградой густо зеленел старинный парк, там, как в лесу, пели птицы. Чисто разметённая берёзовая аллея, тихо светящийся из-за деревьев пруд - вот и всё, что можно было увидеть, если заглянуть в широкие, с круглыми башенками ворота. А где-то там, в глубине парка, в большом доме жил богатый и знатный граф.

И как удивились ребята, когда услышали, что граф созывает их к себе в усадьбу. По всем окрестным сёлам пошёл говор: «Зачем зовёт их граф? Говорит, что будет учить грамоте».

 Оказалось, что граф хочет устроить школу для крестьянских детей и сам их будет учить. Поначалу намерение Льва Николаевича организовать в своём доме бесплатную школу было встречено крестьянами с недоверием. В первый день лишь 22 ученика, приодевшиеся, обутые в новые лапти, несмело переступили порог господской усадьбы.

Двухэтажный дом показался крестьянским детям огромным, ведь сами-то они выросли в низеньких избах под соломенной крышей. Будущие ученики стояли и ждали графа.

Вскоре он вышел на крыльцо - плечистый, крепкий, с чёрной бородой. Ребята слегка оробели, когда он окинул их острым взглядом из-под густых бровей. Но граф улыбнулся, заговорил - и сразу вся робость прошла, сразу стало просто и хорошо. С первой встречи началась дружба, а потом возникла и любовь к учителю, которая у многих ребят так и осталась на всю жизнь.

Учитель был графом, его полагалось называть «ваше сиятельство», но Толстой этого не хотел. «Не называйте меня «ваше сиятельство», - сказал он, - меня зовут Львом Николаевичем, так и вы зовите меня».

Яснополянская школа была не похожа на все другие. Учёба здесь сильно отличалась от обычных школ. Тут дети обучались бесплатно, и за нерадивость их не наказывали - телесных наказаний не было вообще. Поэтому родители первое время опасались, а будет ли прок от этой затеи. Но не прошло и пяти-шести недель, как число учеников возросло более чем в три раза.

С раннего утра и до поздней ночи возился Толстой с детьми. Он не только учил их грамоте, письму, счёту, русской истории, естествознанию, рисованию и пению, но и много гулял с ними, рассказывал обо всём, что могло их заинтересовать.

Лев Николаевич считал, что ученики начальной школы должны получать широкий круг знаний. В Яснополянской школе изучали 12 предметов: чтение, письмо, грамматику, русскую историю, математику, рисование, беседы из естественных наук (физики, географии, астрономии, химии), черчение, пение. Толстой стремился также привить детям трудовые навыки. Для этого он выделил участок, который обрабатывали сами школьники. На переменах и после занятий Толстой показывал ребятам гимнастические упражнения и играл с ними на природе.

Очень скоро школа в Ясной Поляне благодаря необычайно быстрым успехам детей приобрела самую лучшую репутацию у окрестных крестьян, так что к Толстому порой возили учеников за 50 вёрст.

Лев Толстой постоянно перерабатывал свои произведения для учебных книг. По воспоминаниям одного из сыновей писателя, «он... составлял «Азбуку» и на нас — своих детях - проверял её. Он рассказывал и заставлял нас излагать эти рассказы своими словами».

В предисловии к «Азбуке» Толстой пишет: «...Давайте ученику как можно больше сведений и вызывайте его на наибольшее число наблюдений по всем отраслям знания; но как можно меньше сообщайте ему общих выводов, определений...»

Идею создания новой школы и воспитания творческой личности Лев Николаевич Толстой считал наиважнейшей, а занятия педагогикой — самым радостным и счастливым временем своей жизни. Возможность предоставить каждому ребёнку полноценное образование, достойное человека, нравственное развитие знаменитый писатель связывал с прогрессом России и всего человечества.

В ноябре 1872 года вышло в свет первое издание «Азбуки» Л.Н. Толстого. Над созданием своей «Азбуки» и «Новой Азбуки», вышедшей в 1875 г., он потратил 17 лет. Для этих учебников Л. Н. Толстым было написано 629 произведений, из них 133 на естественнонаучные темы.

По сути, «Азбука» представляет собой комплект учебных пособий для первоначального обучения. Она состоит из четырех довольно объемных книг. Первая включает собственно азбуку, тексты для начального чтения, а также задания по обучению счету. Последующие книги фактически являются книгами для чтения, куда входят художественные тексты и популярные рассказы по истории, физике, естествознанию, географии, приводятся тексты для заучивания и материалы по арифметике. Материал в книгах усложняется в соответствии с возрастом учащихся.

В конце книг даются ценные методические указания для учителя, которые раскрывают методическую концепцию  начального обучения родному языку и арифметике Л. Н. Толстого.

Азбука Л. Н. Толстого явилась оригинальным учебником, существенно отличавшимся от официально признанных в то время учебных пособий по содержанию и по общей направленности. Поэтому многие представители просвещения того времени не приняли новаторства Л. Н. Толстого из-за народного языка его «Азбуки», образности изложения, нового методического подхода. Однако он писал: «Гордые мечты мои об этой азбуке вот какие: по этой азбуке только будут учиться два поколения русских всех детей от царских до мужицких и первые впечатления поэтические получат из нее, и что, написав эту Азбуку, мне можно будет спокойно умереть» (т. 61, с. 269).

Своей «Азбукой» Толстой не открыл наилучший способ обучения грамоте или простейший путь усвоения четырех действий арифметики. Но помещенными там рассказами он действительно создал целую литературу для детского чтения. Многие из этих рассказов и поныне входят во все хрестоматии и буквари.Лев Николаевич Толстой говорил одному из своих друзей: «Дети строгие судьи в литературе. Нужно, чтобы рассказы были для них написаны и ясно, и занимательно, и нравственно».».

С тех пор прошло больше века. Не два поколения, минимум - пять, сменили друг друга. Две мировые войны отгремели. Русского царства не стало. Советский Союз, пришедший ему на смену, тоже почил. А «Трёх медведей», «Филипка» и «Льва и собачку» читают до сих пор.

А вот какая легенда есть на Востоке: китайский мудрец Конфуций, живший две с половиной тысячи лет назад, учил восьмилеток. Он сказал им: "Прежде чем научиться читать и писать, вы должны научиться уважать и понимать друг друга".

 Вот и «Азбука» Льва Николаевича Толстого учит этому в первую очередь.

 В 2008 г. к 180-летию со дня рождения Л.Н. Толстого наша библиотека выпустила репринтную адаптированую  Азбуку Л.Н. Толстого. В 2009 г.  издание участвовало в конкурсе на лучшую творческую работу «Книга и инвалиды по зрению: организация семейного чтения». В номинации «Лучшее рельефно-графическое пособие обучающего характера» была награждена Дипломом III степени.

  Вот как отзывались о азбуке рецензенты:

 «В пособии хорошо соблюдены пропорции текстового и иллюстративного материала, что делает работу более наглядной и содержательной»

 «Книга является тактильной копией иллюстрированной азбуки Л. Н. Толстого,  рельеф хорошо опознается на ощупь, рельефно-графические иллюстрации делают азбуку наглядной и содержательной»

«Издание задумано и выполнено оригинально и профессионально и заслуживает самой высокой оценки»

Здесь вы можете скачать "говорящую" книгу":

Толстой Л. Косточка

Толстой Л. Новая азбука


По материалам сайтов:

http://bibliogid.ru/articles/317

http://tolstoyschool.com/pedagogicheskaja-dejatelnost-tolstogo/azbuka-tolstogo.html

http://www.gnpbu.ru/Dates/2-7/Tolstoj-azbuka/tolstoj-azbuka.html

 {jcomments on}

 
Вам понравилась статья? Поделитесь с друзьями.
Увеличение шрифта

Увеличить шрифт 3 Обычный шрифт 3 Уменьшить шрифт 3

Поиск по сайту
Проект библиотеки

Перевод(Translator)
Календарь событий

 Mar   April 2019   May

SMTWTFS
   1  2  3  4  5  6
  7  8  910111213
14151617181920
21222324252627
282930 
Julianna Walker Willis Technology

Уважаемые посетители и гости сайта!!!


Тульская областная специальная библиотека для слепых приглашает к сотрудничеству мастериц и волонтеров для изготовления тактильных книжек для маленьких детей с нарушениями зрения.
Обращаться по телефону:
8(4872) 41-66-14
8(4872) 41-03-36
Электронный адрес: Tosbs@tularegion.ru

 banner neb

banner antinarkotik

Профилактика нарушений
правил дорожного движения

Профилактика нарушений правил дорожного движения

Наш адрес: Тула, ул. Щегловская засека, дом 9. ТОСБС.
Технические вопросы:  +7 (4872) 41-04-81
Эл.адрес: Tosbs@tularegion.ru
Сайт: www.tosbs.ru - адаптирован для пользователей с проблемами зрения
Целевая аудитория: работники библиотек, читатели, педагоги, студенты вузов и колледжей, школьники,
работники социальной сферы и общественных организаций, воспитатели коррекционных детских садов,
дефектологи, тифлопедагоги, люди с ослабленным зрением и незрячие, их родственники,
а так же широкий круг аудитории.