Главная

В нашей библиотеке работает

 Правила доступа здесь

Правовая информация

Журнальный зал

Доступный спорт

Миленина Анна - самая титулованная спортсменка

Российская биатлонистка и лыжница. Семикратная Чемпионка зимних Паралимпийских игр. Заслуженный мастер спорта России. Чемпионка Мира.

(2946)
Read more...
Кто на сайте ?
We have guests online
Статистика
Content View Hits : 17775902
Счетчики


Диспут «Читаем. Размышляем. Обсуждаем.» по произведению Екатерины Романовны Дашковой «Записки»

User Rating: / 72
PoorBest 

Дашкова

Дорогие наши читатели заочного и надомного абонементов ТОСБС, а также все те, кто хочет принять участие в диспуте. Нам захотелось поговорить с вами именно об этой интереснейшей книге, которая дает ответы на многие вопросы, которые вызывали глубокий интерес передовых людей  18 века, но не стали менее актуальными  и в наше время. Для начала давайте познакомимся с личностью автора этой замечательной книги.

Княгиня  Екатерина Романовна Дашкова (в девичестве Воронцова),    родилась в 1744 году в семье генерала и сенатора графа  Р.И. Воронцова. Воспитывалась она в семье своего дяди, крупного государственного деятеля времён Елизаветы Петровны, канцлера Михаила Илларионовича Воронцова, а её крёстной матерью была сама императрица.  Дашкова получила блестящее образование: свободно владела четырьмя  иностранными языками (французским, немецким, английским и итальянским), занималась музыкой, танцами, рисованием. В детстве она много читала. Любимыми авторами её были Бейль, Монтескье, Вольтер, Буало. Глубокое знание литературы, стремление серьёзно разобраться в происходящем в окружающей  жизни и наблюдательность позволили Дашковой стать одной из образованнейших русских женщин второй половины 18 века. Будучи убеждённой патриоткой,  она горячо отстаивала национальные традиции в русской культуре и науке. Эти вышеназванные качества сыграли особо важную роль в тот период её жизни, когда она была директором  Петербургской Академии наук и руководила Российской Академией. Под её непосредственным руководством началась работа над «Словарем Академии Российской», вышедшим в свет в шести частях в 1789-1794 гг. Это был первый толковый и нормативный словарь, заключавший в себе свыше 40000 слов, размещенных в словопроизводном, этимологическом порядке. Для работы над этим «Словарём» Е.Р. Дашкова привлекла виднейших писателей и ученых: Д.И. Фонвизина, Г.Р. Державина, И.Н. Болтина, И.И. Лепехина, С.Я. Разумовского и других.  «Словарь Академии Российской» сыграл громадную роль в установлении лексических норм русского литературного языка.

Одно время Екатерина Романовна была очень дружна с будущей императрицей, которая была значительно старше  её, но чрезмерная самостоятельность, смелость и независимость суждений и высказываний Дашковой, её растущая популярность в придворных кругах  стали одной из причин их размолвки. В результате она попала в немилость и сочла за благо провести несколько лет за границей, по возвращении из которой  вновь сближается с императрицей.

В конце жизни Дашкова приступила к работе над своими воспоминаниями – «Записками», где она освещает памятные ей события, рассказывает о многих выдающихся людях, с которыми ей доводилось встречаться.

В 1810 году Екатерины Романовны Дашковой не стало, но её имя и поныне живо в сердцах людей, болеющих за Россию и  верящих в её светлое будущее.

Сегодняшние читатели библиотеки - люди эрудированные, начитанные, знающие историческое прошлое и настоящее России. Личность княгини  хорошо им знакома не только по «Запискам», её имя упоминается во многих исторических книгах,   освещающих жизнь России 18 века. Они могут поделиться другими интересными фактами из её жизни, которые не упоминаются в «Записках». Им не все по нраву в современной  жизни, у них есть свои представления о том, какой судьбы они хотят своим детям, внукам и правнукам. У молодежи же своя точка зрения на процессы, происходящие сейчас в стране  и в мире в целом. Поэтому мы приглашаем читателей различных возрастов и взглядов на жизнь прочитать «Записки» Е.Р. Дашковой и принять активное участие в обсуждении тех вопросов, которые мы обозначим ниже. А, возможно, вы выскажете ваши впечатления  и мысли, которые возникнут у вас при прочтении этой книги, и которыми вы захотите  поделиться. Вам вовсе не обязательно отвечать на все  вопросы, которые мы предлагаем для обсуждения. Нам очень интересно узнать Ваше мнение .

Предлагаем высказаться по следующим вопросам,
которые нам показались важными для людей,
живших в 18 веке,
и актуальными и злободневными в  веке нынешнем.
  • В своих «Записках» Дашкова пишет: «Я имела несчастье потерять мать на втором году жизни... Она была добродетельна, чувствительна и великодушна. У своей бабушки... я оставалась до четырехлетнего возраста. Спустя несколько месяцев канцлер стал воспитывать меня со своей собственной дочерью, впоследствии графиней Строгановой. Общая комната, одни и те же учителя, даже платья из одного и того же куска материи – всё должно было бы сделать из нас два совершенно одинаковых существа; между тем трудно было найти людей более различных во всех обстоятельствах жизни (обращаю на это внимание тех людей, которые мнят себя сведущими в воспитании и измышляют собственные теории относительно столь важного предмета, имеющего столь важное значение для дальнейшей жизни для счастья людей и вместе с тем столь мало ими исследованного, может быть вследствие того, что все его многочисленные разветвления не могут быть восприняты во всем своем объеме одним умом)».

1. Как вы считаете, что важнее в формировании человеческой личности: генетическая предрасположенность, воспитание, образование, образ жизни?  А может быть, что-то ещё? Выскажите Ваше мнение.

  • Далее в книге мы читаем: «Мой дядя не жалел денег на учителей, и мы – по своему времени- получили превосходное образование: мы говорили на четырех языках, и в особенности владели отлично французским; хорошо танцевали, умели рисовать; некий статский советник преподавал нам итальянский язык, а когда мы изъявили желание брать уроки русского языка, с нами занимался Бехтеев. У нас были изысканные и любезные манеры, и потому не мудрено было, что мы слыли за отлично воспитанных девиц. Но что же было сделано для развития нашего ума и сердца? Ровно ничего. Дядя был слишком занят, и у него не хватало на это времени, а у тетки не было к тому ни способностей, ни призвания: её характер представлял из себя странное сочетание гордости с необыкновенной чувствительностью и мягкостью сердца».

2. Согласны ли Вы с мнением Дашковой?  Всегда ли «образованный человек»  является человеком «нравственным, духовным»? И что, по вашему мнению, необходимо для воспитания гармонически нравственного человека? Как Вы можете охарактеризовать состояние современного образования: что вы в нем приветствуете и что не приемлите? Как Вы относитесь к ЕГЭ?

  • В своих «Записках» Е.Р. Дашкова вспоминает, что в детстве по причине заболевания корью она была вынуждена покинуть столицу и отправиться «в деревню, за семнадцать верст от Петербурга. Она вспоминает: «В возрасте тринадцати лет...мною овладело чувство одиночества. Кроме моих горничных меня сопровождали одна немка и жена одного майора; но я их не любила, и общение с ними не удовлетворяло моего чувствительного и любящего сердца и тех понятий о счастье, которые я соединяла с присутствием родных  и нежных друзей. Болезнь моя пала главным образом на глаза и лишила меня возможности заниматься чтением, к которому я пристрастилась. Глубокая меланхолия, размышления над собой и над близкими мне людьми изменили мой живой, веселый и даже насмешливый ум. Я стала прилежной, серьезной, говорила мало, всегда обдуманно…Я начала сознавать, что одиночество всегда бывает тягостно, и силилась приобрести те  преимущества, даруемые мужеством, твердостью и душевным спокойствием…Я была довольна и покойна только когда погружалась в чтение или занималась музыкой, развлекавшей и умилявшей меня; когда я выходила из своей комнаты, я всегда грустила; иногда я просиживала за чтением целые ночи напролет, что в связи с моим настроением придавало мне болезненный вид...».

3. А вы испытывали когда-нибудь подобные состояния? Как вам удавалось их преодолевать? Можно ли чувствовать себя одиноким в окружении большого количества людей? Что, на ваш взгляд, является причиной состояния, описываемого Дашковой: сам человек или нечто, от него не зависящее?

  • Меценатство издавна приветствовалось в России и являлось показателем душевной зрелости человека (в первую очередь состоятельных людей). Примеров в истории можно привести немало: С.П. Дягилев, С.Т. Морозов, Савва Иванович Мамонтов, М.К. Тенишева, П.М. Третьяков и другие. В своей книге княгиня Дашкова пишет: «Шувалов, фаворит императрицы Елизаветы, желая прослыть меценатом, выписывал из Франции все вновь появляющиеся книги. Он оказывал особое внимание иностранцам; от них он узнал о моей любви к чтению…и предложил снабжать меня всеми литературными новинками… Никогда драгоценное ожерелье не доставляло мне больше наслаждения, чем эти книги. » К счастью, наша страна не оскудела людьми, которых называют меценатами. Меценат – это состояние души людей,   оказывающих посильную помощь конкретным людям или организациям.

4. Как Вы думаете, какое место занимает сейчас в нашей жизни благотворительная помощь и нужна ли она? Становились ли  Вы лично объектом благотворительной  помощи?  

  • Княгиня писала свои мемуары в 1804-1805 гг., когда ей было более 60 лет. Но, очевидно, раскрывая историю своей жизни, - в рукописи мемуары названы «Mon histoire» - она использовала более ранние записи, сделанные под непосредственным впечатлений от событий, от встреч с людьми, которые были её друзьями или врагами. Можно предполагать, что Дашкова делала  какие-то записи на протяжении  всей своей жизни, вела обширную переписку, иначе невозможно представить, как могла она вспомнить точные факты и самые мелкие детали событий далёкого прошлого. В подтверждение вышесказанного обратимся к «Запискам» : «Нежность, которую я питала к брату моему, графу Александру, побуждала меня писать часто и аккуратно. Я писала ему два раза в месяц и сообщала ему городские, дворцовые и военные новости. Этой переписке я обязана сжатым и образным словом. Мне хотелось заинтересовать его и сделать ему удовольствие, и худо ли, хорошо ли я пишу, своим слогом я обязана этим дневникам, которые я писала для горячо любимого брата».

5. Разделяете ли Вы мысли княгини, что ведение дневников и эпистолярный жанр оттачивают слог, стиль, грамотность речи и способствуют  лаконичности выражения мыслей и чувств? Вели ли Вы когда-нибудь дневник? Считаете ли Вы это полезным для ума и души?

  • В 18 веке светские люди обязаны были владеть разговорным французским языком. Поэтому с самого раннего детства их обучали, в первую очередь, французскому, русский язык стоял на втором месте. После замужества княгиня переехала в Москву, где перед ней открылся новый мир, новая жизнь, которая её пугала, потому что ничем не походила на всё то, к чему она привыкла. В своих «Записках» Дашкова пишет следующее: «Ещё меня смущало и то обстоятельство, что я довольно плохо изъяснялась по-русски, а моя свекровь не знала ни одного иностранного языка. Её родня состояла все из стариков. Я решила заняться русским языком и вскоре сделала большие успехи, вызвавшие единодушное одобрение моих почтенных родных…».

Когда наша многонациональная страна называлась   СССР и в её составе насчитывалось шестнадцать национальных республик,  обязательным общегосударственным языком был русский. Все граждане СССР, независимо от места проживания, говорили на русском языке. Сейчас, после распада Союза, ситуация поменялась коренным образом. Резкая ассимиляция населения, миграция народов из бывших союзных республик в Россию, реформа образования и многие другие причины привели к тому, что русский литературный язык постепенно уходит из обихода. Нецензурные слова становятся нормой жизни (даже у девушек); всё чаще в средствах массовой информации можно услышать или прочитать иностранные слова, смысл которых не всегда понятен.  

6. Как вы считаете, следует ли вести борьбу за чистоту русского языка? Если да, то что бы сделали Вы для того, чтобы русский язык вновь стал «великим и могучим»? Считаете ли Вы необходимым знание русского языка при получении российского гражданства?

Заключение:

С интересом ждём ваших размышлений!

Приглашение на диспут:

 
  Скачать «говорящую» книгу с криптозащитой ->

Здесь Вы можете дать подробные ответы на вопросы->

Краткие ответы на вопросы->

Книгу можно прочесть ->

Отдел обслуживания читателей{jcomments on}

 
Вам понравилась статья? Поделитесь с друзьями.
Увеличение шрифта

Увеличить шрифт 3 Обычный шрифт 3 Уменьшить шрифт 3

Поиск по сайту
Проект библиотеки

Перевод(Translator)
Календарь событий

 Mar   April 2019   May

SMTWTFS
   1  2  3  4  5  6
  7  8  910111213
14151617181920
21222324252627
282930 
Julianna Walker Willis Technology

Уважаемые посетители и гости сайта!!!


Тульская областная специальная библиотека для слепых приглашает к сотрудничеству мастериц и волонтеров для изготовления тактильных книжек для маленьких детей с нарушениями зрения.
Обращаться по телефону:
8(4872) 41-66-14
8(4872) 41-03-36
Электронный адрес: Tosbs@tularegion.ru

 banner neb

banner antinarkotik

Профилактика нарушений
правил дорожного движения

Профилактика нарушений правил дорожного движения

Наш адрес: Тула, ул. Щегловская засека, дом 9. ТОСБС.
Технические вопросы:  +7 (4872) 41-04-81
Эл.адрес: Tosbs@tularegion.ru
Сайт: www.tosbs.ru - адаптирован для пользователей с проблемами зрения
Целевая аудитория: работники библиотек, читатели, педагоги, студенты вузов и колледжей, школьники,
работники социальной сферы и общественных организаций, воспитатели коррекционных детских садов,
дефектологи, тифлопедагоги, люди с ослабленным зрением и незрячие, их родственники,
а так же широкий круг аудитории.