Главная

В нашей библиотеке работает

 Правила доступа здесь

Правовая информация

Журнальный зал

Доступный спорт

Миленина Анна - самая титулованная спортсменка

Российская биатлонистка и лыжница. Семикратная Чемпионка зимних Паралимпийских игр. Заслуженный мастер спорта России. Чемпионка Мира.

(3990)
Read more...
Кто на сайте ?
We have guests online
Статистика
Content View Hits : 17832434
Счетчики

User Rating: / 15
PoorBest 

Пасха

Пасхальное пробуждение

Весна в русской традиции - это не только таяние снега, звонкое щебетание птах, нежные под­снежники и первые лучи теплого сол­нышка, но и особое состояние духа и плоти человека, томящихся в ожида­нии всеобщего ликования.

Недаром по всей Руси величали весну не иначе как красна» - красивая, ясная, теплая. Все в нас готовится к встрече Светлой Пасхи и пробуждению земли от зимне­го сна. У кого не трепещет сердце от радостных воспоминаний об этом ве­личайшем празднике?

Торжественное дрожание огоньков свечей во время крестного хода, колыхание в воздухе золотых и серебряных хоругвей, вели­кая тишина перед громогласным воз­гласом священника у входа в церковь: «Христос Воскресе!» А в ответ ликую­щее движение души прихожан: «Воис­тину Воскресе!» Такое не забывается.

Как известно, Пасхе предшествует длительный пост, в течение которого христиане должны воздерживаться от употребления мяса, молока и яиц. И если сейчас вопрос «держать пост или нет?» человек решает для себя сам, то раньше это было обязательной частью жизненного уклада, чему способство­вала и поддержка со стороны государ­ства. Например, в дореволюционной России во время особенно строгих не­дель Великого Поста - первой и пос­ледней - закрывались питейные заве­дения, прекращалась торговля мясом, отменялись балы и прочие увеселе­ния.

Веселиться и петь (как говорят ба­бушки в деревнях, «играть песни») в Великий Пост церковью строго запре­щалось. Разрешены были только простые по напеву духовные стихи о святых мучениках, о душе и духовном пути че­ловека. Здесь особо не разгуляешься. Но издавна, по традиции более древ­ней, чем христианская, люди не могли обойтись без закликания весны. В это время с раннего утра дети и подростки забирались на горушку повыше или просто на крышу и «кричали» специ­альные «заклички» - просьбы-заклина­ния  птицам:Пасхальные яйца

Уж вы сороки, жаворонки,
Прилетите к нам, принесите нам
Весну-красну на своем хвосту...

Или самой весне:

Весна-красна, на чем пришла?
На сохе, на бороне, на кобылке вороне.
Мой конь вороной
Держит хвост дугой...

Красные девицы водили обрядовые хороводы, играли в весенние игры, где «селезень» - молодой парень - догоня­ет «утку» - девушку, «заинька» кланяется хороводу, «барынь» просит девку «за­муж за себя», и многие другие. Крестья­не торопили весну, отогревались после зимних морозов, искренне радовались разливу воды и первой траве.

Народные пасхальные праздники пронизаны мотивами обновления всех сторон жизни. В старину в этот день русские крестьяне обязательно одевались в новую одежду, а в неко­торых южных областях девушки на Светлой седмице должны были ме­нять праздничную одежду каждый день. Обновлялась к празднику даже печка - ее чистили, заново белили и обязательно зажигали первый огонь от свечи, принесенной из церкви с пасхальной службы. А поутру хозяева подходили   к  неплодоносящим  деревьям и «засекали» их ствол топора­ми - на счастье и плодородие.

В народной традиции Пасха стала источником многочисленных поверий. Сажая в печь кулич, хозяйка частенько называла его по имени одного из членов своей семьи и по тому, как удавалось угощение, - гадала. Если хлеб трескал­ся или плохо поднимался, это могло обернуться для человека болезнью или даже смертью. А на славу удавшийся ку­лич сулил ему богатство и процветание.

Важнейшим требованием празд­ничного поведения наших предков во время пасхальной ночи было бодр­ствование. До сих пор во многих де­ревнях Беларуси свято чтится запрет спать на Пасху - из-за этого вполне мог случиться неурожай или засуха. А вот бодрствование во время пасхаль­ной службы обеспечивало нашим предкам удачу и силу на весь последу­ющий год.

В старину приготовление к встрече Пасхи длилось целых семь дней - всю Страстную седмицу. В понедельник и вторник наши прапрабабушки раскра­шивали яйца в самые разные цвета. Я не оговорилась. Конечно, традицион­ный цвет пасхальных яиц - красный, который символизирует пролитую за наши грехи кровь Спасителя. Но как же здорово наготовить самых разнооб­разных яичек с затейливыми узорами и надписями!

Сотворить красоту из того, что рас­тет вокруг, - в этом наши предки были самыми настоящими мастерами. В ход шли всякие хитрости - в густой отвар луковой шелухи погружалось яичко с перетянутыми крест-накрест боками и получалось распятие; в отваре березо­вого листа и петрушки получались зе­леные яички - весенние; шелковые нитки и лоскутки превращали главный символ праздника в многоцветную феерию; а еще можно было накапать на яйцо разнообразные восковые вен­зеля.

Пасхальное яйцоЯйца, окрашенные в один цвет, на­зывались крашенками; если на общем цветном фоне обозначались пятна, по­лоски, крапинки другого цвета - это была крапанка. Еще были писанки -яйца, раскрашенные от руки сюжетны­ми или орнаментальными узорами. Сотворить писанку - целое искусство и настоящее обрядовое действо. Но главное - сам процесс раскрашива­ния. В нем принимали участие все, от мала до велика: и столетняя старушка, и трехлетняя девочка.

В среду-четверг наши предки пекли куличи и делали сладкую пасху, а в суб­боту освящали праздничные яства в церкви. Традиционный пасхальный стол на Руси - очень сытный и обильный.

Последний день пасхальной неде­ли назывался Красной горкой. Празд­новали его всегда на возвышенности, когда яркие лучи восходящего солнца окрашивали землю в алый цвет, оттого и произошло название праздника. Помните, легендарная Снегурочка превратилась в облачко на празднич­ном костре, которые разжигали именно в этот день. На Красную горку снова закликали весну: «Весна-красна! Теп­лое летико! На чем приехала?» - «На сошечке, на бороночке!» - «Что ты вы­несла нам, Весна-красна?» - «А я вы­несла крайчик хлебушка, малым де­тушкам по яичику, красным девочкам по веночику!»

На следующий за Красной горкой день праздновали поминовение усоп­ших - Радуницу. В старое время на Ра­дуницу наши предки приходили на жальник (кладбище) не только для то­го, чтобы помянуть умерших, но и что­бы испросить у предков покровитель­ства семье и дому. В этот «родитель­ский» понедельник могилы поливали медом и вином, а еще оставляли на них пироги и яйца - угощали «роди­тельские душеньки».

Эта традиция дошла и до наших дней. На Пасху и Радуницу тысячи ве­рующих приходят на кладбище, чтобы привести могилки своих родных в по­рядок и устроить поминальный обед. Лично мне с детства деревенское кладбище запомнилось не как скорб­ное и мрачное место, а как празднич­ное - будто приходишь на Пасху погос­тить в лесную обитель к дальним роди­чам, которых не застал при жизни. Не­даром древнее название кладбища -погост, от слова «гостить».

Русская Пасха характеризуется це­лым рядом обычаев, вошедших в быт как игры, праздничные развлечения. Любимой игрой на Руси было катание яиц: делали простой деревянный или картонный «каток» - специальную го­рочку, а вокруг освобождали ровное пустое место, на котором раскладыва­ли крашеные яйца или маленькие иг­рушки. Играющие подходили по оче­реди к горочке и катили свое яйцо. То яичко или приз, которые тронет ска­тившееся яйцо, - выигрывали.

Пасхальные яйцаА у детишек во все времена пользу­ется популярностью чоканье яйцами. Это тоже старинная русская забава: стукая друг о друга тупым или острым концом крашеных яиц, каждый стара­ется выиграть как можно больше це­лых. Если же яйцо треснуло - отдавай!

Пасха открывала новый цикл жизни человека - трудовой, песенный, сол­нечный и радостный. И каждый до бу­дущего года нес в своем сердце тепло огонька пасхальной свечи - огня Божь­ей любви и прощения.

 Анастасия ИЛЬИЧЕВА

 
Вам понравилась статья? Поделитесь с друзьями.
Увеличение шрифта

Увеличить шрифт 3 Обычный шрифт 3 Уменьшить шрифт 3

Поиск по сайту
Проект библиотеки

Перевод(Translator)
Календарь событий

 May   June 2019   Jul

SMTWTFS
   1
  2  3  4  5  6  7  8
  9101112131415
16171819202122
23242526272829
30 
Julianna Walker Willis Technology

Уважаемые посетители и гости сайта!!!


Тульская областная специальная библиотека для слепых приглашает к сотрудничеству мастериц и волонтеров для изготовления тактильных книжек для маленьких детей с нарушениями зрения.
Обращаться по телефону:
8(4872) 41-66-14
8(4872) 41-03-36
Электронный адрес: Tosbs@tularegion.ru

 banner neb

banner antinarkotik

Профилактика нарушений
правил дорожного движения

Профилактика нарушений правил дорожного движения

Наш адрес: Тула, ул. Щегловская засека, дом 9. ТОСБС.
Технические вопросы:  +7 (4872) 41-04-81
Эл.адрес: Tosbs@tularegion.ru
Сайт: www.tosbs.ru - адаптирован для пользователей с проблемами зрения
Целевая аудитория: работники библиотек, читатели, педагоги, студенты вузов и колледжей, школьники,
работники социальной сферы и общественных организаций, воспитатели коррекционных детских садов,
дефектологи, тифлопедагоги, люди с ослабленным зрением и незрячие, их родственники,
а так же широкий круг аудитории.