Главная

В нашей библиотеке работает

 Правила доступа здесь

Правовая информация

Журнальный зал

Доступный спорт

Миленина Анна - самая титулованная спортсменка

Российская биатлонистка и лыжница. Семикратная Чемпионка зимних Паралимпийских игр. Заслуженный мастер спорта России. Чемпионка Мира.

(1329)
Read more...
Кто на сайте ?
We have guests online
Статистика
Content View Hits : 17669404
Счетчики
Яндекс цитирования


Невидимая радуга

User Rating: / 42
PoorBest 

Семья и школа. - 2014. - № 5-6. - С. 8-9.

Невидимая радугаКаждый год в России прибавляется свыше четырех тысяч детей — инвалидов по зрению. О трудностях, испытываемых в жизни этими детьми, здоровому человеку догадаться непросто. Как правильно сориентироваться в ситуации родителям слепого или слабовидящего малыша, какими принципами руководствоваться при его воспитании?

Однажды после того, как я прочитала лекцию о детях с нарушением зрения, ко мне подошла завуч школы для слепых и слабовидящих детей и сказала: «В моем доме много инвалидов по зрению. Одна женщина ходит именно так, как вы описали: при каждом шаге поворачивает голову, поочередно, то вправо, то влево. Меня раздражала ее походка... Только теперь поняла, что надо было не раздражаться, а сочувствовать ей; посоветовать обучиться пользованию ориентировочной тростью, чтобы с ее помощью контролировать дорогу и не поворачивать голову при каждом шаге. Для меня это открытие! А ведь я много лет работаю с инвалидами по зрению».

К сожалению, описанный случай типичен. Нормально видящие люди зачастую не понимаютНевидимая радуга инвалидов по зрению, даже если являются любящими родителями и постоянно находятся при ребенке. «Держи лицо! Держи лицо! Убери руки!» — строго и громко приказывала мама 4-летней дочке, которую привела к специалистам «Маминой школы» (школы родительского мастерства для родителей, воспитывающих детей с глубоким нарушением зрения). Знакомлюсь с диагнозом (частичная атрофия зрительного нерва, концентрическое сужение поля зрения) — и сердце сжимается от боли. Чего же ждать от посторонних людей, если образованная мама не понимает зрительные возможности своего ребенка, который всю жизнь рядом? Как может девочка в незнакомом пространстве «держать голову», т.е. не смотреть под ноги, если она, в силу особенностей своего зрения, мир видит в узенькую трубочку и без направления взгляда вниз (на пол, на дорогу и т.п.) не видит препятствий? Ей 4 года. Она уже имеет опыт столкновений с препятствиями, которые не может увидеть, не глядя себе под ноги. А мама все осанку дочке исправляет, вместо того, чтобы понять, что и как видит ее ребенок...

Невидимая радугаЗачастую внешние проявления последствий нарушения зрения нормально видящие люди воспринимают как «странные манеры» слепых и даже как интеллектуальную недостаточность. Понимание зрительных возможностей инвалидов с остаточным зрением позволяет грамотно строить общение.

Например, многие из слепых страдают либо светобоязнью (нарушением световой адаптации), либо нарушением темновой адаптации.

Это обстоятельство накладывает свои особенности на манеру поведения и взаимодействие с окружающими. Помню, как во время учебы в детском интернате я и девочка из соседнего класса любили рисовать цветными карандашами. У меня тяга к рисованию, наверное, была от подражания дяде и старшей сестре. У девочки же просто были способности к изобразительной деятельности, и перешла она в школу слепых из массовой школы ввиду прогрессирующего ухудшения зрения уже только в 8-й класс, поэтому владела определенными навыками рисования. Так вот, в пору нашего детства искусственное освещение в школе было настолько слабым, что я со своим дефектом зрения могла рисовать только днем, при естественном и достаточно хорошем освещении, а подруга моя, напротив, могла рисовать только вечером. При ее центральной скотоме (выпадении центрального участка поля зрения) она не могла зрительно работать днем, зато вечером рисовала с удовольствием. Поэтому рисовали мы в разное время суток и рассматривали рисунки в разное время, а рисовать, сидя рядышком, почти никогда не удавалось.

В современных условиях, при использовании индивидуального освещения, защищающих козырьков, Невидимая радугаочков для близи, учете других индивидуальных особенностей зрительного восприятия тех или иных детей, проблемы, подобные описанной, вполне можно решить. Правда, это возможно лишь тогда, когда родители и педагоги владеют соответствующими знаниями.

Большинство зрячих людей с трудом понимают, как может человек с открытыми глазами и направленным на собеседника взглядом не различать черты его лица. Как-то спрашиваю учительницу при анализе ее урока в школе для слепых: «Почему вы не подбодрили этого ученика? Он так нуждался в поддержке!» А она мне в ответ: «Подбадривала! Я же на него одобрительно смотрела». Да, лицо в сторону говорящего слепые с остаточным форменным зрением могут направить правильно и даже могут что-то увидеть, но одобрительный взгляд этим зрением уловить невозможно.

Шрифт БрайляМногих взрослых, в том числе и педагогов, слепые дети с остаточным форменным зрением вводят в заблуждение тем, что бегают, огибая преграды (но ведь бегают-то они только в хорошо освоенном пространстве!), совершают действия, которые, по мнению зрячих, без хорошего зрения невозможны. Такие педагоги считают излишним стараться соблюдать в отношении лиц с нарушением зрения правило яркости и контрастности цвета, объяснять явления, которые ребенок с глубоким нарушением зрения не может увидеть в естественных условиях. И совершенно зря. В подтверждение важности этого момента приведу рассказ Алии Юносовой «Подарок судьбы».

«О том, что у меня плохое зрение, я узнала только в семилетнем возрасте, когда начала ходить в школу. Но меня это пока не беспокоило, ведь я могла играть во все игры, разве что «водить» мне приходилось чаще.

Мы жили в небольшом поселке недалеко от железнодорожной станции. Сразу же за домами начиналось ржаное поле, а за ним протекала речушка, с забавными названиями Бочагов пупок, Примиловка, Крыса и Самовар. Справа от поля зеленой полосой раскинулась дубовая роща. Она так и называлась: Дубовка.

Я, как и все мои ровесники, гоняла гусей на речку, ходила в Дубовку пасти козу. Туда приходило много детей, и мы играли в прятки, качались на качелях и лазали по деревьям. Сверстники меня не обижали. Все было хорошо. Я видела звезды на небе и даже могла отыскать Большую Медведицу. Только одно меня постоянно огорчало: я никогда не видела радуги. Как только это чудо появлялось на небе, все дети радостно кричали: «Радуга! Радуга!» Как я ни старалась разглядеть хоть что-нибудь, ничего не получалось.

Тогда я убегала в сарай и там давала волю слезам. «Ну почему мне так не везет? — думала я. — Почему все так радуются, а я не могу? Хоть бы разок взглянуть на нее!»

Это случилось в августе. Прошел сильный и теплый дождь, а затем выглянуло солнце. Я выбежала на Невидимая радугаулицу босиком. Солнце клонилось к западу, а на востоке небо было синее-синее, и на нем яркой дугой повисла радуга. Я это сразу поняла и бросилась на поле, чтобы там с открытого места понаблюдать за этим удивительным явлением природы. Сначала радуга была яркая и пологая, но она двигалась и постепенно становилась круче и круче, концы ее сближались. И вот радуга нависла над рекой, как разноцветная арка, застыла на мгновение, а затем, превратившись в столб, стала бледнеть и, наконец, совсем исчезла.

Я долго сидела молча, потрясенная и очарованная зрелищем. Это был подарок судьбы! Как будто кто-то большой и могучий сотворил это чудо и преподнес мне в дар.

Теперь я уже никогда не смогу ничего увидеть, но в моей памяти навсегда останется тот августовский вечер со всеми его красками. Даже сейчас, спустя много лет, когда мне говорят, что на небе появилась радуга, — я всегда вспоминаю ту, единственную, мне подаренную».

Этот рассказ по моей просьбе написан близким мне человеком. Она, ничего не приукрашивая, описала свои зрительные впечатления в детстве. Из него видно, как важно учитывать зрительные возможности детей в момент формирования у них зрительных образов. И как важно заботиться о насыщении ребенка зрительными впечатлениями, особенно если он страдает прогрессирующим заболеванием органа зрения. Быть внимательным к плохо видящему ребенку, постоянно размышлять над трудностями, которые он испытывает и всемерно стараться их облегчить.

Венера ДЕНИСКИНА,

зав. лабораторией содержания и методов обучения детей с нарушением зрения ФГНУ «Институт коррекционной педагогики» РАО, кандидат педагогических наук

{jcomments on}

 
Вам понравилась статья? Поделитесь с друзьями.
Увеличение шрифта

Увеличить шрифт 3 Обычный шрифт 3 Уменьшить шрифт 3

Поиск по сайту
Проект библиотеки

Перевод(Translator)
Календарь событий

 окт   Ноябрь 2018   дек

ВПВСЧПС
   1  2  3
  4  5  6  7  8  910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Julianna Walker Willis Technology

Уважаемые посетители и гости сайта!!!


Тульская областная специальная библиотека для слепых приглашает к сотрудничеству мастериц и волонтеров для изготовления тактильных книжек для маленьких детей с нарушениями зрения.
Обращаться по телефону:
8(4872) 41-66-14
8(4872) 41-03-36
Электронный адрес: Tosbs@tularegion.ru

Banner

 banner neb

banner antinarkotik

Профилактика нарушений
правил дорожного движения

Профилактика нарушений правил дорожного движения

Наш адрес: Тула, ул. Щегловская засека, дом 9. ТОСБС.
Технические вопросы:  +7 (4872) 41-04-81
Эл.адрес: Tosbs@tularegion.ru
Сайт: www.tosbs.ru - адаптирован для пользователей с проблемами зрения
Целевая аудитория: работники библиотек, читатели, педагоги, студенты вузов и колледжей, школьники,
работники социальной сферы и общественных организаций, воспитатели коррекционных детских садов,
дефектологи, тифлопедагоги, люди с ослабленным зрением и незрячие, их родственники,
а так же широкий круг аудитории.