Главная

В нашей библиотеке работает

 Правила доступа здесь

Правовая информация

Журнальный зал

Доступный спорт

Миленина Анна - самая титулованная спортсменка

Российская биатлонистка и лыжница. Семикратная Чемпионка зимних Паралимпийских игр. Заслуженный мастер спорта России. Чемпионка Мира.

(6547)
Read more...
Кто на сайте ?
We have guests online
Статистика
Content View Hits : 18004480
Счетчики


Канцелярская история

User Rating: / 1
PoorBest 

Самыми близкими из всех канцелярских принадлежностей многие, наверняка, назовут ручку и карандаш. Сначала примитивные, сегодня они стали обязательным атрибутом образа делового человека.

Ивашка в деревянной рубашке
Какими же были предки нашего карандаша? В разное время в разных странах они были разными. В Древней Греции, например, писали стилем – палочкой, заостренной с одного конца. Писали на восковых дощечках. С обратной стороны к стилю прикрепляласДеревянная палочка для письма по вощёным дощечкам и бронзовые стили с тупым концомь лопаточка, которая заглаживала, то есть стирала, ошибки. «Почаще поворачивай свой стиль!» – говорил учитель ученику, проверяя, что он написал на своей восковой табличке. Вот откуда пришло в наш язык слово «стиль»! Наши далекие предки писали также свинцовой палочкой, которая оставляет бледно-серого цвета буквы. Их легко можно было стереть хлебным мякишем или пемзой. Богатые люди писали серебряными палочками, а художники рисовали ими. Серебряные палочки, или штифты, как их еще называли, делали более темную, четкую линию, нежели свинцовые. Со временем под действием окисления се-ребряная надпись или рисунок становились коричневыми.
Нечто похожее на карандаш впервые появилось еще в Средневековье – стержни из сплава олова и свинца, которыми можно было писать или рисовать. Они были хрупкими, поэтому их зажимали между тонкими деревянными палочками, которые обматывали бумагой. Но самым подходящим материалом для «пишущей основы» оказался минерал графит, одно из «производных» углерода.
Появлению простого карандаша помог случай. Владелец одной чешской фабрики, где делали лабораторную посуду, когда-то разбил чашку. Отлетевший осколок черкнул по бумаге черным. Выяснилось, что в глину был добавлен порошок графита. Начались эксперименты: глину в разных пропорциях смешивали с графитом и, наконец, получили чудесный результат.
Имя человека, впервые изготовившего грифель из смеси графитового порошка с глиной, история не сохранила. Но известно, что уже в XVI веке такие грифели появились в Англии, где были открыты графитовые месторождения. Графит обнаружили случайно под одним вырванным с корнем деревом. Маленький кусочек этого удивительно мягкого камня случайно черкнул по руке человека, убиравшего поваленное бурей дерево, и оставил на коже четкий черный след. Такие следы оставлял он на ткани и бумаге.
Чтобы сделать грифели, сначала графит мелко-мелко размалывают, потом смешивают его с глиной. Если изготовляют жесткий карандаш, глины добавляют больше, если мягкий – меньше. Графито-глиняную массу продавливают через специальные узенькие отверстия, чтобы получить стержни. Затем их высушивают в специальных печах. Вскоре графитовые грифели начали изготавливать в Италии и Германии, затем и в других европейских странах. В Англии между тем один изобретательный человек, имя которого тоже неизвестно, догадался обматывать грифели бечёвкой, чтобы не пачкать руки. Но самой лучшей, конечно, оказалась идея француза Николя Конте, который в конце XVIII века получил патент на изобретение: графитовый грифель, заключенный в деревянную оболочку. Самой лучшей рубашкой для карандаша считается кедровая. Но делают её и из других деревьев: тополя, липы, ольхи.

Цветные карандашиПривычному нам карандашу уже больше двух веков. Первые карандаши стоили недёшево, ведь это была тонкая, «ручная» работа. Теперь же все делают автоматы – и грифели, и деревянные заготовки, которые разрезаются по длине пополам. Грифели укладываются в специально вырезанные в заготовках бороздки, затем половинки склеивают и покрывают тонким слоем лака. Между прочим, фирма «Конте» до сих пор является одним из лидеров производства карандашей.
Сейчас производятся карандаши различных видов и типов, цветов и степени твердости. Об этом рассказывает маркировка, которая указывается на карандаше. Проставляются буквы и цифры, показывающие степень твердости или мягкости.
Очень разнообразен внешний вид карандашей. Есть круглые, овальные, плоские, треугольные и даже восьмигранные. Есть «карандаши-стиралки» с ластиком на конце, есть «карандаши-подсказки» с таблицей умножения и алфавитом. Есть «веселые» карандаши – к ним прикреплен бубенчик, который весело позванивает. Бывают карандаши с кисточкой: нарисовал и тут же раскрасил. Выпускают карандаши ароматические: рисуешь розу – и вдруг чувствуешь её тонкий аромат. А для тех, кто грызёт не переставая кончик карандаша, придумали карандаши витаминизированные.
«Надежда-карандаш» выручит вас тогда, когда ручка может зака-призничать и отказаться работать. Их берут с собой аквалангисты, чтобы делать зарисовки под водой. На них не оказывает никакого губительного влияния невесомость и мороз, так что и в космосе и на полярных станциях без них никак не обойтись.
Благодаря поистине универсальному характеру своего применения, и удобству пользования, карандаш в нашем сознании предстает таким же привычным и извечным благом, как колесо или спички.

Чернильная история
О древнем возрасте чернил свидетельствуют раскопки римского города ГеркуланумЧернильница, который был полностью разрушен при извержении Везувия. Археологи нашли там глиняный черепок с остатками чернил – смеси сажи и масла. Оказалось, это самая старая чернильница на свете! Древнейший рецепт чернил содержал сажу сосновой смолы, ламповое масло и желатин из кожи осла. А в Европе придумали чернила, которые не выцветают веками. Их делали из чернильных орешков – наростов, которые появляются на дубовых листьях от укусов небольшой мушки-орехотворки. Из орешков отжимали сок, смешивали его с купоросом, клеем – и чернила готовы! При этом они прекрасно держались на пере и блестели. Но прочесть текст можно было только через 10-12 часов, а до этого он был бесцветным.
Из пурпура и киновари в Древнем Риме делали красные «придворные чернила», которыми писались только государственные документы. Родился даже императорский указ, запрещавший пользоваться красными чернилами за пределами императорского двора под страхом смертной казни. Эти чернила стерегла специальная стража. Процесс получения пурпура был очень трудоемким. Сначала собирали буквально сотни тысяч, миллионы раковин. В Южной Италии сохранилась «ракушечная гора», состоящая почти целиком из раковин моллюска брандариса. Из раковин извлекали тела моллюсков и помещали в соленую воду. Затем три-четыре дня вялили на солнце, потом варили, а в результате из каждых десяти тысяч моллюсков получали ... всего один грамм краски! Скорее всего, это стало известно после того, как в XIX веке немецкий химик П. Фридке воспроизвел древний пурпур. Переработав 12 тыс. моллюсков, он извлек 1,5 гр. красящего вещества. По приблизительному подсчету 1 кг. пурпура должен был стоить 45 тыс. золотых марок. По видимому, не яркость и красота, а цена красителя вызывала восторг придворных.
Не менее дорогими были чернила, изготовленные с применением золота и серебра. В библиотеке Упсальского университета в Швеции хранится «серебряная Библия», которой более полутора тысяч лет. Она написана серебряными чернилами на красном пергаменте.
Сложная технология получения краски и высокое ее качество (окрашенные пурпуром ткани не выцветали по 200 лет) обуславливали исключительную дороговизну пурпурных красок и, соответственно, чернил. По понятным причинам широкое распространение получил совершенно иной вид чернил. Сначала это была черная краска, которая применялась и в живописи и для письма. Древнеримские художники делали чернила из плодовых косточек, виноградной лозы, мягкой древисины, сажи, древесного и костного угля. Интересно, что и до настоящего времени лучшая черная краска изготавливается из сажи, полученной при сжигании виноградных косточек.
Столетиями позже стали пользоваться чернилами из отвара коры дубильных растений. Самый древний русский рецепт чернил – сажа с камедью (вишневым клеем), разведенная на обыкновенной воде.
Известно также несколько экзотических рецептов чернил, и среди них – каштановые – из отвара кожуры зеленых каштанов, из спелых ягод бузины и кожуры грецких орехов. Делались чернила и из черники. «Указ о черниле черничном» сохранился в рукописи ХVI- ХVII веков. В ХVI веке стали известны железные чернила, сохранившие свое значение и до наших дней.
Настоящий переворот в чернильном деле произошел в 1855 году, когда немецкий учитель Христиан-Августин Леонгарди изобрел ализариновые чернила. Готовились они из чернильных орешков, но к ним изобретатель добавил вещество, называемое крапп. Крапп до-бывается из корней восточного растения марены. Потом нашли синтетический заменитель краппа, а чернильные орешки тоже заменили на похожую на них по составу галловую кислоту. Так ализариновые чернила стали делать полностью из искусственных веществ. Изготавливать их стало проще и дешевле. Но изобретатели на этом не остановились. Вскоре они нашли синтетический краситель, который при разведении его водой превращался в прекрасные фиолетовые чернила. Они были названы анилиновыми.
Имя великого ученого Томаса Эдисона связано со многими изобретениями. Ему же принадлежит удивительное изобретение чернил для слепых. Чернила бледно-серого цвета обладали таким свойством: стоило ими написать текст, как бумага, где начертаны буквы, поднималась, твердела и образовывала рельеф. Слепые легко «прочитывали» эти выпуклые буквы своими чувствительными паль-цами.

Королева канцтоваров
История ручки начинается с историей человечества. Первобытные люди рисовали на стенах пещер заостренным камнем. Во время раскопок среди сокровищ знаменитой гробницы Тутанхамона учеными была обнаружена медная ручка со вставленной в нее свинцовой заостреДревнеегипетское перо из тростниканной трубочкой, а внутри трубочки – тростинка. Ее заполняли темной жидкостью (красной или черной), которая, просачиваясь по волокнам стебля, накапливалась на заостренном конце. При письме оставался четкий след на папирусе. Это и было самое первое, тростниковое перо. Его называли каламом.
Ручку недаром называют «королевой канцтоваров». Первая ручка была из бамбукового или тростникового стебля. Один его конец остро, под углом срезали – и готово! Ручку можно было обмакивать в чернила и писать. Только в VIII в. нашей эры люди додумались, что тростинку можно заменить птичьим пером. Перо удобнее держать, и служит оно дольше. Но подготовить его для письма очень трудно. Весной у сильного молодого гуся надо вырвать одно из пяти внешних перьев, причем обязательно из левого крыла (если взять перо из правого крыла, то при письме загораживается написанное). Затем перо надо обжечь в горячем песке, чтобы оно стало сухим и жестким, после чего заострить кончик перочинным ножом. Перьев нужно было огромное количество. В ХVIII в. из России только в Англию отправляли в год 27 миллионов перьев!
Несколько веков упругое гусиное перо скрипело по пергаменту рукописных книг, брызгало кляксами на рецепты алхимиков, подписывало указы королей.

Владычество гусиных перьев кончилось лишь в XVIII веке, когда было изобретено металлическое перо с продольной прорезью на кончике. Качество письма значительно улучшилось, а перья стали делать не только из стали, но и из серебра, яхонта и даже золота и вставляли в палочки, усыпанные драгоценными камнями.
Весь ХIХ в. изобретатели конструировали ручку, которую не надо было бы все время макать в чернильницу. В 1803 году было запатентовано металлическое перо для ручки. Однако только через 27 лет стальные кончики для перьев получили признание на рынке.Металлические перя для ручекВ 1884 году страховой агент Левис Эдсон Ватерман вошел в историю, как изобретатель ручки, заправляемой чернилами (поначалу сбоку, с помощью специальной пипетки). Ему так много приходилось писать на работе, что это подтолкнуло его к изобретению. Ватерман оставил работу и образовал компанию «Ideal Pen», чем положил начало продажам перьевых чернильных ручек. Переименованная в честь своего создателя эта компания известна на рынке эксклюзивных перьевых авторучек.
В 1888 году Джоном Лоудом в США впервые была предложена идея шариковой ручки, а затем в 1916 году Ван Райзенбергом. Однако она не была запатентована.
В 1938 году венгерский художник, скульптор и журналист Йозеф Биро заметил, что чернила, которыми печатают газеты, быстро сохнут, не текут. «Почему бы не писать такими чернилами?», – подумал он. Но из обычной авторучки густые чернила не вытекали! И тогда Биро придумал ручку-трубочку с крошечным шариком в на-конечнике стержня. Водя по бумаге, мы вращаем шарик, и он захватывает чернила, оставляя след на бумаге. Так появилась шариковая авторучка. Такая ручка может оставить след длиной в 6 километров! Через несколько лет англичане выкупили у Й. Биро патент и стали выпускать шариковые ручки специально для летчиков – они, в отличие от чернильных, не текли и на высоте работали отлично.
В октябре 1945 года, после ярмарки в Нью-Йорке, шариковые ручки появились в широкой продаже. Примечателен тот факт, что поначалу шариковая авторучка была разрекламирована как «первая ручка, способная писать под водой!». День 29 октября 1945 года вошел в историю индустрии: 10000 ручек было продано в течение одного дня в магазине Джимбела в Нью-Йорке.
Но миру гораздо известнее имя Джорджа Стэффорда Паркера, который начинал свою деятельность как агент по продаже перьевых ручек. Качество товара было плохое. Ручки протекали и часто ломались, Паркер их чинил, но однажды это ему надоело. «Сделай что-то лучше, и люди это купят», – сказал он себе и придумал собственную уникальную ручку. Уже через год Джордж Паркер основал собственную компанию по производству шариковых ручек.
В нашей стране интерес к шариковым ручкам появился после Второй мировой войны. С предложением наладить у нас их выпуск Советский Союз обратился к Паркеру – ведь именно «паркерами», принадлежащими генералу Д.Д. Эйзенхауэру, подписывался акт о безоговорочной капитуляции Германии. Однако американский бизнесмен в просьбе отказал. Пришлось налаживать производство своими силами. Это было нелегко. Вначале шарики, выпускаемые на Куйбышевском заводе шарикоподшипников, никак не принимали нужную форму, потом не получалось вывести формулу пасты. И тут один умный человек предложил сделать пасту из смеси касторки с канифолью. Воообще-то этой убойной смесью боролись с мухами. Представьте себе, получилось! Рождение первой советской шариковой ручки в СССР датировано 1949 годом.
Вначале технология производства стержней была дорогой. Шариковые стержни были согнуты для увШариковая ручкаеличения емкости чернил и имели «двойную длину». Технология развилась в сторону более тонких шариков и удешевления стержней.В 1953 году француз барон Бич вложил деньги в разработку шариковых ручек. Стоимость изготовления упала настолько, что шариковые ручки стали общедоступны.
В 60-е годы в Японии были изобретены наконечники в виде фетра. Такие ручки получили название «фломастер». На Западе еще до изобретения фломастера применялись особые водянистые чернила под торговой маркой Flowmaster, которые были популярны среди любителей граффити, использовавших их в своем творчестве. Этими же чернилами пропитывали стержни первых фломастеров-маркеров, «волшебных ручек». Сначала эти изделия выпускались в исполнении, которое позволяло заправлять их по нескольку раз.
В 80-90-х годах появились роллеры. По сути, это усовершенствованная технология, как шариковой ручки, так и перьевой авторучки. В них совмещаются лучшие качества обеих видов ручек: вместе с шари-ком используются чернила на основе воды, которые напоминают чернила для перьевых авторучек, однако без многих недочетов последних.

Гелевые ручки и соответствующие чернила считаются будущим в области пишущих инструментов. Благодаря своеобразной гелевой консистенции этих чернил (откуда идет их название) обеспечивается наименьшее трение между шариком, чернилами и наконечником. В результате качество письма становится мягким, четким и гибким. Цвета у этих чернил не менее блестящие, чем у чернил для шариковых ручек, светостойкость и водостойкость выше, чем у чер-нил для роллеров, несмотря на то, что формуются они также на основе воды.
В последние годы появилось огромное разнообразие ручек, и, тем не менее, ясно, что нас ждут новые открытия.

{jcomments on}

 
Вам понравилась статья? Поделитесь с друзьями.
Увеличение шрифта

Увеличить шрифт 3 Обычный шрифт 3 Уменьшить шрифт 3

Поиск по сайту
Проект библиотеки

Перевод(Translator)
Календарь событий

 Nov   December 2019   Jan

SMTWTFS
  1  2  3  4  5  6  7
  8  91011121314
15161718192021
22232425262728
293031 
Julianna Willis Technology

Уважаемые посетители и гости сайта!!!


Тульская областная специальная библиотека для слепых приглашает к сотрудничеству мастериц и волонтеров для изготовления тактильных книжек для маленьких детей с нарушениями зрения.
Обращаться по телефону:
8(4872) 41-66-14
8(4872) 41-03-36
Электронный адрес: Tosbs@tularegion.ru

 banner neb

banner antinarkotik

Профилактика нарушений
правил дорожного движения

Профилактика нарушений правил дорожного движения

Наш адрес: Тула, ул. Щегловская засека, дом 9. ТОСБС.
Технические вопросы:  +7 (4872) 41-04-81
Эл.адрес: Tosbs@tularegion.ru
Сайт: www.tosbs.ru - адаптирован для пользователей с проблемами зрения
Целевая аудитория: работники библиотек, читатели, педагоги, студенты вузов и колледжей, школьники,
работники социальной сферы и общественных организаций, воспитатели коррекционных детских садов,
дефектологи, тифлопедагоги, люди с ослабленным зрением и незрячие, их родственники,
а так же широкий круг аудитории.