Главная Клубы по интересам Кружок громкого чтения «Познавательный час» Михаил Булгаков: «Поединок со временем: звезда и смерть»

В нашей библиотеке работает

 Правила доступа здесь

Правовая информация

Журнальный зал

Доступный спорт

Миленина Анна - самая титулованная спортсменка

Российская биатлонистка и лыжница. Семикратная Чемпионка зимних Паралимпийских игр. Заслуженный мастер спорта России. Чемпионка Мира.

(2898)
Read more...
Кто на сайте ?
We have guests online
Статистика
Content View Hits : 17770977
Счетчики


Михаил Булгаков: «Поединок со временем: звезда и смерть»

User Rating: / 41
PoorBest 

М.А. Булгаков

«Мне сразу стало ясно, что передо мной человек поразительного таланта, внутренне честный и принципиальный, очень умный, с ним, даже тяжело больным, было интересно разговаривать, как редко бывает, с кем. И люди политики, и люди литературы знают, что он человек, не обременивший себя ни в творчестве, ни в жизни политической ложью, что путь его был искренен, органичен...» - эти слова прозвучали из уст А. Фадеева на панихиде по так рано ушедшему из жизни Михаилу Булгакову. Ему бы чуть раньше, ещё при жизни Михаила Афанасьевича, сказать доброе слово о писателе, может, и прожил бы он немного дольше...

М.А. Булгаков по воспоминаниям друзей и знакомых, это был человек, «который даже в самые трудные и критические годы жил полной жизнью, много работал, любил женщин - умных, обаятельных, прекрасных в своей неповторимости, поигрывал в карты, играл в теннис, бильярд, много страдал, но и много смеялся, познал шумный успех, но и изведал горе одиночества... Работа порой беспощадно захлёстывала его, заставляя торопиться, спешить с её исполнением, но потом что-то менялось в планах заказчиков, и что-то сразу рушилось - тут же расторгали договор, требовали возвращения аванса, уже, как обычно, истраченного, прожитого; но тут же возникали новые предложения и новые договоры, заставлявшие вновь и вновь спешить и торопиться с исполнением заказа. И снова беспощадная к себе, изнурительная работа - работа на износ. Так продолжалось все 20 лет его творческой жизни. Он работал много, самозабвенно и самоотверженно. Брался порой за вещи, за которые мог бы не браться, если б не нужно было зарабатывать на жизнь». (В. Петелин).

При жизни Булгакова вряд ли кому в голову пришло бы называть его «классиком». Первое, с чем столкнулся писатель после яркого, но кратковременного успеха в середине 20-ых годов, было недоверие, хула, политические наветы, а в последние, наиболее плодотворные, 10 лет его жизни - замалчивание и забвение. Он как бы выпал из современной ему литературы. В 60-е годы, во времена начальной посмертной славы Булгакова, считаясь с нараставшим его успехом у читателей, критика удостоила его благосклонности и «разрешила» находиться в обширном ряду писателей 20-ых годов. Однако прошло ещё 20 лет, и, по воле читательского большинства, Булгаков вышагнул из тени и самовольно встал в первый ряд крупнейших мастеров слова - здесь его место по праву.

ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ

Михаил Булгаков, 1909 г.Дом-музей Булгакова в КиевеМихаил Булгаков

Михаил Афанасьевич Булгаков родился 3 (15) мая 1891 г. в Киеве, в семье доцента Киевской духовной академии. Он был первенцем. Его мама - Варвара Михайловна - до замужества несколько лет проработала преподавательницей в женской прогимназии. «Мама, светлая королева», - такой запомнилась она Михаилу Афанасьевичу.

Отец - Афанасий Иванович, профессор, магистр богословия - преподавал историю в Институте благородных девиц и в Киевской духовной академии, он являлся редким специалистом по демонологии, так что эта тема могла заинтересовать будущего писателя ещё в родительском доме. Отец знал несколько языков - греческий, английский, немецкий, французский, много читал, его перу принадлежат несколько работ по истории религий....». Детство и отрочество Михаила были радостны и безмятежны. Родители жили дружно, в любви и согласии. В семье было 7 человек детей: 4 брата и 3 сестры. Отец частенько засиживался допоздна в своём кабинете под лампой с зелёным абажуром, а мать любила в минуты отдыха поиграть что-нибудь на фортепиано. И вся многочисленная семья жила музыкой и театром: они могли стоять всю ночь, чтобы купить билет на какой-то интересный спектакль. Был домашний оркестр: отец играл на контрабасе, брат на гитаре, сестры и мать - на двух роялях и чудесно пели. Летом обычно переезжали на дачу. Там был большой балкон, и на нём ставили домашние спектакли. Руководил постановками, естественно, старший брат - Михаил, уже тогда проявилась его театральная любовь и умение ставить спектакли.

Зимой семья жила в большой квартире на Андреевском спуске, в доме № 13, где продолжалась их литературная и музыкальная жизнь.

Но в 1907 г. умирает от гипертонии почек отец, и семья остаётся без кормильца. Друзья и коллеги Афанасия Ивановича сделали всё возможное и невозможное для того, чтобы обеспечить семью полной пенсией.

Учился будущий писатель в Первой гимназии, которую называли Александровской - она готовила учащихся для поступления в университет, а потому там были сосредоточены лучшие преподаватели того времени.

Будучи гимназистом, Миша писал сатирические стихи, рисовал карикатуры, играл на рояле, пел, увлекался футболом, был превосходным рассказчиком, рано начал писать, сочинял и устные рассказы. А ещё страстно увлекался оперным искусством: свою любимую оперу «Фауст» он слушал 41 раз! Его мечта была - стать писателем, но не было уверенности в своём таланте, а потому он выбрал профессию более «земную» и привычную - в августе 1909 г. он стал студентом медицинского факультета императорского университета Святого Владимира.

На 2-ом курсе Михаил влюбился в приехавшую из Саратова Татьяну Николаевну Лаппу, выпускницу гимназии...

По воспоминаниям, письмам, дневниковым записям можно догадаться, что Миша был неравнодушен к женщинам, особенно красивым, добрым, обаятельным. И, действительно, Булгаков много раз влюблялся, увлекался, трижды женился.

«Ты для меня всё...» - впервые эти слова Михаил сказал Танечке Лаппа, без которой не мог и дня прожить, и в апреле 1913 г., вопреки родительской воле, обвенчался... «В Киеве я поступила на историко-филологические курсы, на романо-германское отделение, но некогда было учиться - все гуляли... Ходили в театр...», - так рассказывала впоследствии 90-летняя Татьяна Николаевна Кисельгоф (по второму мужу) о своих годах молодости с Михаилом Афанасьевичем.

ПЕРВЫЕ ИСПЫТАНИЯ

Михаил БулгаковМихаил БулгаковМихаил Булгаков

Летом 1914 г. началась Первая мировая война, и Михаил вместе с Татьяной работает в госпитале. Как только Булгаков получил диплом с отличием, он добровольцем Красного Креста попросился на фронт. И оказался на Юго-Западном фронте, перешедшем под командованием Брусилова в наступление. Конечно, русские войска несли потери, в госпиталях и лазаретах появилось много раненых. Михаил работает в прифронтовом госпитале, приобретая врачебный опыт под руководством опытных военных хирургов. Рядом с ним работала сестрой милосердия Татьяна, его верная жена.

Позже Булгакова направляют в Смоленск, в Вязьму, а дальше в глушь - в Никольскую земскую больницу, где они прожили больше года, не зная ни сна, ни отдыха, страдая и мучаясь от недостатка лекарств, инструментов, от темноты и невежества сельчан. Скорее всего, здесь Булгаков сделал первые наброски будущих «Записок юного врача». И здесь же он пристрастился к морфию (рассказ «Морфий»). Чувствовал он себя всё хуже и хуже, пока, наконец, в состоянии крайнего физического и нервного истощения не уехал в Москву, где пытался получить освобождение от военной службы. Привычку к морфию Булгаков преодолел, что почти невероятно и свидетельствует о силе его натуры. Болезненный же опыт «расширенного сознания» был задействован им впоследствии в некоторых его произведениях.

Михаил БулгаковМихаил Булгаков

В феврале 1918 г. чета Булгаковых возвратилась в Киев, где они и прожили до осени 1919 года. Здесь Михаил Афанасьевич последовательно призывался на службу в качестве врача всеми властями, занимавшими город. Булгаков видел с болью, какие огромные перемены произошли в его любимом городе: то правили большевики и стреляли «белых», то власть переходила к Петлюре, и тот казнил всех без разбору, то под диктовку немцев была объявлена власть гетмана Скоропадского, то в город входили деникинские войска, и тогда уж вовсю свирепствовал «белый террор»... Дружную семью Булгаковых разметало по свету: кто-то был в Москве, кто-то в Царском Селе, кто-то, возможно, уже за границей...

В Киеве Булгаков открыл частную практику: лечил венерические болезни - это была чрезвычайно востребованная специальность, хотя по образованию Булгаков был педиатром, но пришлось переквалифицироваться. Мобилизованный в Киеве белой армией Деникина, Булгаков был отправлен на Северный Кавказ военврачом. К тому времени без вести пропали два его брата, увлечённые идеей спасти «единую и неделимую» Россию и ушедшие в белую армию. Мать сходила с ума от тревоги и беспокойства за них, и Михаил - как старший в семье - вызвался их найти на Кавказе, где предположительно они могли быть.

Таким образом, М. Булгаков был направлен для прохождения службы в распоряжение штаба Терского казачьего войска в г. Пятигорск, далее, получив назначение в г. Грозный, отправился туда. Братьев он разыскать не смог, и стал всерьёз подумывать о том, чтобы бросить службу в армии и заняться исключительно писательством, тем более, что материала у него было предостаточно, а склонность к литературному труду он имел с юности.

Едучи осенью 1919 г. в расхлябанном поезде, при свете свечки, вставленной в бутылку, он под дёрганье состава, на дрожавшем столике, забыв на время о постылой военной службе, писал рассказ... Рассказ этот был напечатан в одной из газет города Грозного. Так начался Булгаков-писатель.

ВЛАДИКАВКАЗ

Михаил БулгаковМихаил БулгаковМихаил Булгаков

С обозом из 25-ти подвод Булгаков прибыл во Владикавказ, сдал раненых в госпиталь и разыскал кузину своей жены. Вскоре он подал рапорт о том, что по состоянию здоровья он не может продолжать службу в полку, был переведён в резерв и прикомандирован к отделу военной информации в новой газете «Кавказ». Но - белые оставили город, а Михаила свалил возвратный тиф. То, что его вчерашние товарищи по оружию бросили его больным, в злейшем тифу, заставило Булгакова, по-видимому, пережить сильнейшее личное потрясение, усиленное общим позором поражения.

Сотрудничество с новой властью он воспринял не только как средство не погибнуть с голоду, но и как неизбежность. Кстати, просветительство - лекции, доклады о Пушкине и Чехове, а вскоре и писание пьес для местного театра - отвечало его склонностям и стало заметно увлекать его. Булгаков стал работать заведующим сначала литературной, а потом театральной секцией подотдела искусств наробраза. А всем отделом тогда заведовал писатель Юрий Слёзкин. В то время в городе ожили 2 театра, опера, цирк, по-новому стали работать клубы, устраивая концерты, спектакли самодеятельных коллективов.

В эти первые дни советской власти во Владикавказе Булгаков брался за любую работу. Но говорил он всегда только то, во что верил сам, то, что думал на самом деле, ни к чему не приспосабливаясь и никому не угождая. Но жаждущая культуры молодёжь, подстрекаемая вождями местного футуризма и пролеткульта, воинствующе диктовала свои мнения и суждения. Назревал конфликт между Булгаковым и новым читателем... 29 июня 1920 г. в Доме артиста, или Летнем театре, в 9 часов вечера состоялся диспут на тему «Пушкин и его творчество с революционной точки зрения». Сейчас почти невозможно восстановить все нюансы диспута, можно лишь пунктирно обозначить тезисы противоборствующих сторон. Так, Астахов, редактировавший в то время газету «Коммунист», говорил: «И мы со спокойным сердцем бросаем в революционный огонь его полное собрание сочинений, уповая на то, что если там есть крупинки золота, то они не сгорят в общем костре с хламом, а останутся». А Булгаков, естественно, говорил о великом значении Пушкина для развития русского общества, о революционности его духа, о связях его с декабристами, о новаторстве его как стихотворца и как великого гуманиста. Через несколько дней после диспута в «Коммунисте» была опубликована статья, в которой резко осуждалась позиция Булгакова: «Русская буржуазия, не сумев убедить рабочих языком оружия, вынуждена попытаться завоевать их оружием слова». Так впервые Булгаков попал под обстрел критиков. Вскоре, правда, Астахов «за перегибы в работе» был снят с поста редактора, но Булгакову от этого легче не стало: его начали травить как заведующего театральной секцией, якобы не справляющегося с работой. Недостатков было в работе, конечно, много, их невозможно было устранить за 2-3 месяца, нужны были долгие годы по созданию национального театра Осетии. А деятели пролеткульта требовали искусства уже сейчас. Была создана комиссия по проверке деятельности подотдела, которая предложила изгнать из числа его сотрудников Слёзкина и Булгакова как «не проявивших достаточной пролетарской твёрдости, как «бывших», как «буржуазный элемент».

3 недели после этого Булгаков болел. Помогли друзья: исхлопотали ордер на квартиру по ул. Слепцовской (ныне ул. Маяковского). А вскоре из Киева приехала жена Таня. В новой квартире Булгаковых «из двух старых козел и досок смастерили широкую лежанку, фанерный ящик из-под папирос превратился в письменный стол. Соседи дали табуретки, старое кресло, матрац, кастрюли и посуду... Можно справлять новоселье...» - так описывает переезд Булгаковых в квартиру Д.А. Гиреев в книге «Михаил Булгаков на берегах Терека» (Орджоникидзе, 1980 .- С. 108). После болезни Булгаков снова начинает свою просветительскую деятельность, выступает с лекциями, участвует в диспутах на различные темы, принимает участие в вечерах, посвященных русским классикам. Но недоброжелатели не дремали, и вечера были запрещены.

«Идёт жуткая осень. Хлещет косой дождь. Ума не приложу, что же мы будем есть? -писал Михаил Афанасьевич в «Записках на манжетах», вспоминая этот период жизни во Владикавказе. Здесь Булгаков начал писать для местного театра - нужны были революционные спектакли. Так появляются пьесы «Самооборона», «Братья Турбины» (не путать с «Днями Турбиных»!), «Глиняные женихи», «Парижские коммунары». В письмах родным писатель сообщает, как ему «иногда мучительно приходится в творческой работе: его творчество разделяется резко на две части - подлинное и вымученное», и вымученное идёт порой с успехом, а подлинное застревает в комиссиях. Жизнь во Владикавказе была голодной, неустроенной, приходилось бороться за каждый кусок хлеба.

Произведение Михаила Булгакова - БегПроизведение Михаила Булгакова - Морфий

Вот на этом фоне и развивалась творческая деятельность Михаила Булгакова. А тут ещё критик М. Вокс не пропускал ни одного случая, чтобы не уколоть, используя для этого даже успешные постановки пьес Булгакова в театре. Наиболее шумный успех выпал на долю пьесы «Сыновья муллы», поставленной первым советским театром к майским праздникам 1921 г. Сам автор говорил впоследствии, что все свои пьесы тогда сочинил «с голодухи» и желал бы забыть навсегда. «Как перед истинным Богом скажу, если кто меня спросит, чего я заслуживаю: заслуживаю я каторжных работ... Это за Владикавказ... грозный призрак голода постучался в мою скромную квартиру... А вслед за призраком постучался присяжный поверенный Гензулаев... 0н меня подстрекнул написать вместе с ним революционную пьесу из туземного быта... Мы её написали в 7 с половиной дней... Одно могу сказать: если когда-нибудь будет конкурс на самую бессмысленную, бездарную и наглую пьесу, наша получит первую премию... Пьеса прошла 3 раза (рекорд), и вызывали авторов... я выходил и делал гримасы, чтобы моего лица не узнали на фотографической карточке... Благодаря этим гримасам в городе расплылся слух, что я гениальный...».

Кстати, тексты этих пьес, кроме «Сыновей муллы», не сохранились - к радости автора.

Владикавказ, по всему чувствовалось, исчерпал себя: Булгаков давно подумывал оставить его. Но куда ехать? В конце мая 1921 года Михаил Афанасьевич спешно выехал в Тифлис, оттуда - в Батуми. Он пытался сесть на один из теплоходов, идущих в Константинополь. Это не удалось, и осенью 1921 г. вместе с женой он уехал в Москву.

МОСКВА

Михаил Булгаков

Булгаков давно мечтал о Москве, твёрдо уверенный в том, что в столице не должно быть такого бедственного для писателя положения, как в провинциях, здесь должны быть частные издательства, большие возможности для публикации его произведений... Однако Москва встретила его холодно. Первые месяцы проживания в столице были ужасны: кое-как нашли пристанище, и Михаил Афанасьевич готов выполнять любую работу - он был и секретарём ЛИТО Главполитпросвета, и конферансье в каком-то театрике на окраине, позже стал хроникёром и фельетонистом некоторых московских газет, был готов даже поступить в льняной трест, вошёл в «бродячий коллектив актёров»... В редакции «Гудка» (газеты железнодорожников) он сотрудничал вместе с молодыми Ильфом, Петровым, Катаевым, Бабелем, Олешей. Заинтересовалась Булгаковым и русская газета «Накануне», издававшаяся в Берлине. «Шлите побольше Булгакова! - писал оттуда А. Толстой московскому сотруднику газеты. В литературном приложении к газете был опубликован ряд рассказов Булгакова.

«Булгаков очаровал всю редакцию светской изысканностью манер, - вспоминал его в ту пору коллега по перу. - В Булгакове всё - даже недоступные нам гипсотвёрдый, ослепительно свежий воротничок и тщательно повязанный галстук, немодный, но отлично сшитый костюм, выутюженные в складочку брюки, особенно форма обращения к собеседникам с подчёркиванием отмершего после революции окончания «с»...  целованье ручек у дам и почти паркетная церемонность поклона, - решительно всё выделяло его из нашей среды. И уж конечно, конечно, его длиннополая меховая шуба, в которой он, полный достоинства, поднимался в редакцию...».

В то время Булгаков работал над составлением словаря русских писателей - современников Великой революции; вместе с другими писателями пытался сочинить коллективный роман о революции («Алый мах») и продолжал остервенело работать: над фельетонами, очерками, эссе, интервью, рассказами. Тогда же писатель работает над романом «Белая гвардия», пишет «Дьяволиаду» по ночам... Он с уверенностью смотрит в будущее.

ПЕРЕМЕНЫ ЖИЗНИ

Михаил БулгаковМихаил БулгаковПисатель - драматург

1924 год стал годом перемен и надежд в судьбе писателя: обратившись к Н.К. Крупской, он получает жильё; работа в «Гудке» даёт стабильный заработок, по ночам он работает над любимыми произведениями. И в этом же году он знакомится с женщиной, ставшей его второй женой - с Любовью Евгеньевной Белозерской.

«Передо мной стоял человек лет 30-32, волосы светлые, гладко причёсанные на косой пробор. Глаза голубые, черты лица неправильные, ноздри глубоко вырезаны, когда говорит, морщит лоб. Но лицо в общем привлекательное, лицо больших возможностей. Я долго мучилась, прежде чем сообразила, на кого же он походил. И вдруг осенило - на Шаляпина! А вот одет он был далеко не по-шаляпински... Какая-то глухая чёрная толстовка без пояса, этакой распашонкой, была на нём... Он показался мне комичным слегка, так же, как и лакированные ботинки с ярко-жёлтым верхом, которые я сразу же окрестила «цыплячьими».Только потом, когда мы познакомились поближе, он сказал мне не без горечи: «Если бы нарядная и надушенная дама знала, с каким трудом достались мне эти ботинки, она бы не смеялась...» Тогда я и поняла, что он обидчив и легкораним» (из воспоминаний Л.Е. Белозерской-Булгаковой).

А Михаил Афанасьевич просто пришёл однажды к своей жене Тане, пережившей с ним самые тяжёлые годы. Пришёл с бутылкой шампанского и сказал гениально простые и разрушительные по жестокости слова: «Тася, я ухожу от тебя, давай выпьем по бокалу на прощанье...». И - ушёл к другой женщине: элегантной, красивой, образованной, знающей языки, закончившей в прошлом балетное училище, прошедшей все круги эмигрантской жизни. А главное - свободной: она только что рассталась с превосходным фельетонистом Василевским. Нужно ли рассказывать о чувствах и переживаниях Татьяны Николаевны? Но в своих воспоминаниях эта благородная женщина ни словом не упрекнула Михаила Афанасьевича, даже находила оправдания для него...

Спустя 16 лет после этого разрыва Булгаков, предчувствуя близкую кончину, звал Татьяну Николаевну к себе, чтобы попросить прощения у неё: его душа всегда таила в себе вину и мучалась, - но женщины не оказалось в то время в Москве. Когда-то, уходя от своей Таси, Михаил Афанасьевич полушутливо сказал: «Бог меня за тебя накажет...». Он оказался провидцем...

А Любовь Евгеньевна быстро вошла в круг его интересов и друзей, стала для Булгакова необходимой помощницей и другом. Жили они первое время в школе (было время летних каникул), прямо в учительской, «под портретом сурового Ушинского», потом - в мансарде под школьной крышей, затем - на съёмных квартирах. Вторая жена создавала домашний уют для писателя, записывала, случалось, под его диктовку рождающиеся произведения. Но - редакции, с удовольствием бравшие фельетоны, не торопились печатать серьёзные произведения: хвалили, обещали похлопотать, но - увы! А Булгаков по натуре своей был горд, независим и неподкупен, с обострённым чувством достоинства, он не мог и не хотел лебезить перед кем бы то ни было, приспосабливаться к «общественному мнению». И всю свою жизнь страдал от своего характера - прямого, искреннего, правдивого, не мирящегося с уродствами окружающей действительности. Он никогда не менял своих взглядов в угоду кому-то или чему-то, по моде или из выгоды. На всех перекатах судьбы он оставался верен законам достоинства: «Цилиндр мой я с голодухи на базар снесу. Но сердце и мозг не понесу на базар, хоть издохну», - говорил он сам о себе. В 1924-25 годах в альманахе «Недра» вышли 2 повести: «Дьяволиада» (сатира на советскую бюрократию) и «Роковые яйца» (фантастика о научном открытии «луча жизни»). Тогда же в журнале «Россия» вышли две части романа «Белая гвардия» (полностью он был опубликован за границей, у нас - в 1966 г.). Но вот блестящая философско-сатирическая повесть «Собачье сердце» опубликована не была - в ней усмотрели поношение советской действительности, поклёп на новую, светлую жизнь (у нас в стране она вышла только в годы перестройки - в 1987 г.!). Во время обыска в 1926 г. эта повесть вместе с дневниками писателя была изъята органами ОГПУ и возвращена только через 2 года по настоятельной просьбе Горького. На основе «Белой гвардии» была создана пьеса «Дни Турбиных», премьера которой состоялась во МХАТе в 1926 г. и имела большой успех у зрителей. Но критики обвинили автора в апологии белогвардейщины и обозвали «внутренним эмигрантом». Защитило пьесу от разгрома имя Сталина, который смотрел её 17 раз и высоко ценил Булгакова-художника и честного человека, осмелившегося остаться самим собой. Эта пьеса поставили Булгакова в первый ряд драматургов, его пьесы шли в лучших театрах столицы: «Зойкина квартира» (1926) - в Театре Вахтангова (эту вещь Сталин смотрел 8 раз); «Багровый остров» (1928) - на сцене Камерного театра. Но многие из критиков усматривали в творчестве Булгакова стремление развенчать советский строй, оболгать людей, строящих новое общество. И на писателя посыпались удары со всех сторон, многие чиновники от культуры требовали изъятия пьес Булгакова из репертуара театров. В газетах началась травля писателя.

А Михаил Афанасьевич собирал все рецензии и вклеивал их в специальный альбом. По его подсчётам, среди них было 298 отрицательных и только 3 положительных статьи. И - продолжал работать: как раз была задумана драма «Бег».

ПИСАТЕЛЬ И ВЛАСТЬ

Произведение Михаила Булгакова - Мастер и МаргаритаСцена из спектакля - Мастер и МаргаритаСцена из спектакля - Мастер и МаргаритаПроизведение Михаила Булгакова - Мастер и Маргарита

В конце 20-ых гг. пьесы Булгакова были сняты с репертуара, а его проза для публикаций считалась «непроходимой». Он был обречён на молчание и несколько раз обращался к ответственным лицам страны с просьбой либо помочь ему либо отпустить его с женой за границу, на что просто не получил ответа - ни одного. Наконец в отчаянную минуту
28 марта 1930 г. Булгаков написал и отослал «Письмо Правительству СССР», которое звучит как исповедь писателя: «Все мои произведения получили чудовищные, неблагоприятные отзывы, моё имя было ошельмовано не только в периодической прессе, но в таких изданиях, как БСЭ и Литературная Энциклопедия.

Бессильный защищаться, я подавал прошение о разрешении, хотя бы на короткий срок, отправиться за границу. Я получил отказ... К концу 10-го года силы мои надломились, на будучи в силах более существовать, затравленный, зная, что ни печататься, ни ставиться более в пределах СССР мне нельзя, доведённый до нервного расстройства, я обращаюсь к Вам и прошу Вашего ходатайства перед Правительством СССР об изгнании меня за пределы СССР вместе с женой моей... которая к прошению этому присоединяется...

Если и то, что я написал, неубедительно и меня обрекут на пожизненное молчание... я прошу Советское Правительство дать мне работу...

Если меня не назначат режиссёром, я прошусь на штатную должность статиста. Если и статистом нельзя - я прошусь на должность рабочего сцены...».

После письма последовал знаменитый телефонный звонок Сталина на квартиру к Булгакову: «А, может быть, правда, пустить вас за границу? Что, мы вам очень надоели?» И затравленный Булгаков сделал неожиданный выбор: «Я очень много думал в последнее время, может ли русский писатель жить вне родины, и мне кажется, что не может».

Произведение Михаила Булгакова - Мастер и МаргаритаПроизведение Михаила Булгакова - Мастер и МаргаритаПроизведение Михаила Булгакова - Мастер и Маргарита

Михаилу Афанасьевичу было предоставлено место режиссёра МХАТа и режиссёра ТРАМа (Театра рабочей молодёжи). И он, окрылённый, взялся за работу с новыми силами: он написал пьесу о Мольере «Кабала святош». Попутно он получил срочную внеплановую работу: инсценировать и принять участие в постановке «Мёртвых душ», позже - «Войны и мира». В то же время он начинает вновь мучающий его воображение роман о дьяволе ставший судьбоносным и визитной карточкой автора. Но это - спустя десятилетия. А пока где-то рядом шумел, негодуя на Булгакова, целый сонм критиков и недоброжелателей, а писатель в это время беседовал один на один с Пушкиным, общался с великими романами Льва Толстого и Сервантеса, гениальными комедиями Мольера и вслушивался в этот золотой камертон искусства.

Вы только вообразите себе титанический труд Булгакова: чтобы разобрать на сцены, реплики такой роман, к примеру, как толстовский, а потом вновь сложить его в плотную конструкцию четырёхактной драмы, требовался поистине исследовательский труд, не говоря о виртуозном знании сценического мастерства. То же самое можно сказать и о «Мёртвых душах» Гоголя, и о «Дон Кихоте» Сервантеса. Что же вдохновляло писателя на этот титанический труд? Возможно - любовь.

ПОСЛЕДНЕЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ ЖИЗНИ ПИСАТЕЛЯ

А Мастер и Маргарита стал сенсацией и романом века

В его жизнь кометой ворвалась ещё одна женщина - Елена Сергеевна Шиловская.

Личная жизнь Булгакова давно уже дала трещину: растёт взаимное недопонимание между ним и его второй женой, но он пока не может найти в себе мужества расстаться с прелестной и очаровательной Любовью Евгеньевной Да он и не знал, как отнесётся к его чувствам Елена Сергеевна: ведь у неё муж - крупный советский военачальник, двое сыновей, да и сама она красавица, а Михаил Афанасьевич - драматург, терпящий творческое крушение. «Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих. Так поражает молния, так поражает финский нож!» - говорит Мастер в романе, а вот как вспоминает их встречу сама Елена Сергеевна: «Это была быстрая, необычайно быстрая, во всяком случае, с моей стороны, любовь на всю жизнь». Была не только любовь, был скандал с мужем (генерал-лейтенант Евгений Александрович Шиловский был доктором наук, профессором, заведовал кафедрой стратегии в Академии Генерального штаба СССР, считался корифеем советской военно-штабной науки; он послужил одним из прототипов для создания А. Толстым образа Вадима Рощина в трилогии «Хождение по мукам»). Был бурный разговор мужа с соперником, при котором, как в настоящих романах, фигурировал даже пистолет (к счастью, не пущенный в ход), был «домашний арест», выдержанный Еленой Сергеевной полтора года... «Но, очевидно, всё-таки это была судьба, - вспоминала она много лет спустя. - Потому что когда я в первый раз вышла на улицу, я встретила его, и первой фразой, которую он сказал, было: «Я не могу без тебя жить». И я ответила: «И я тоже». И мы решили соединиться, несмотря ни на что. И тогда же он мне сказал: «Дай мне слово, что умирать я буду у тебя на руках»... И я, смеясь, сказала: «Конечно, конечно...» Он сказал: «Я говорю очень серьёзно, поклянись». И в результате я поклялась». Забегая вперёд, скажу, что именно так и случилось: Булгаков умер дома на руках у любимой женщины - своей третьей жены... А пока ещё идёт 1932 год, Михаил и Елена регистрируют свой брак, женщина переезжает к нему с младшим сыном Серёжей и целиком посвящает свою жизнь Булгакову, разделяя с ним скупые радости и большие неудачи житейского и творческого характера.

В 1933 г. Булгаков написал книгу о Мольере и сдал её в издательство (серия ЖЗЛ), но напечатана она была только в 1962 г. с сокращениями. Михаил Афанасьевич, ни на что не надеясь, пишет - потому что не может не писать! - главную книгу своей жизни - роман «Консультант с копытом» («Великий канцлер», «Сатана», «Вот и я», «Шляпа с пером», «Чёрный богослов», «Подкова иностранца», «Пришествие», «Чёрный маг», «Он явился» и др.), в последней редакции - «Мастер и Маргарита». Работать приходилось урывками, писать то страничку, то две, а иной раз и вообще несколько строк. Так нельзя работать над серьёзной вещью, но столько возникало разных дел, сиюминутных, неотложных, заказных: ежедневная работа в театре, репетиции, дежурства во время спектаклей. А ещё он пишет комедию «Блаженство», киносценарий по «Мёртвым душам», создаёт пьесу «Иван Васильевич» (теперь мы её знаем как чудесный комедийный фильм «Иван Васильевич меняет профессию»), заключает договор с «Украинфильмом» на киносценарий по «Ревизору». Уже созревала пьеса о Пушкине - «Александр Пушкин. Последние дни»; Михаил Афанасьевич начал работать над либретто оперы «Минин и Пожарский». В это же время он создавал свой «Театральный роман (Записки покойника)».

Булгаков переходит на работу в Большой театр - либреттистом, где его начинают донимать самодеятельные авторы своими пьесами и рассказами - и на доработку и объяснения уходят драгоценные часы и дни... А из неопубликованных произведений и не увидевших сцены пьес можно составить целый мартиролог. Репетировались, но не были доведены до постановки пьеса «Бег», оборонная пьеса «Адам и Ева», фантастическая комедия «Блаженство», пьеса-гротеск «Иван Васильевич», а также заказная пьеса о юности Сталина -«Батум». Драма «Александр Пушкин. Последние дни» появилась на сцене МХАТа только после смерти Булгакова, как и его инсценировки «Полоумный Журден», «Война и мир» «Дон Кихот».

И всё это происходило в 30-е годы, когда вся страна замирала в ночных страхах перед всесильным НКВД, когда репрессии косили ряды приятелей и знакомых.

Чтобы отогнать инфернальный ужас, Михаил Афанасьевич работает до изнеможения: пишет либретто оперы «Пётр Великий», разбирает текст оперы «Иван Сусанин», выправляя каждое слово.

Ему многие советуют написать авантюрный советский роман или революционную пьесу со славословиями в адрес власти. А Булгаков опять пишет «не то»: либретто оперы по Мопассану «Рашель» и опять - «мимо».

«На широком поле словесности российской в СССР я был один-единственный литературный волк, - писал Булгаков во втором Письме к Сталину (1931). - Мне советовали выкрасить шкуру. Нелепый совет. Крашеный ли волк, стриженый ли волк, он всё равно не похож на пуделя. Со мной и поступили, как с волком. И несколько лет гнали меня по правилам литературной садки в огороженном дворе».

Кстати, травили не только Булгакова. Резким нападкам подвергались Шолохов, Леонов, А. Толстой, Пришвин, Шишков, Сергеев-Ценский, Чапыгин... В бараний рог гнули народ - крестьянство казачество, интеллигенцию... А Михаилу Афанасьевичу опять предлагали «прекрасную» тему - о перевоспитании бандитов в трудовых коммунах ОГПУ, - отказывался. Ему предлагали поехать на Беломорканал или какой-то завод, как это почти все сделали и написали хвалебные оды увиденному, - отказывался... Булгаков размышлял так: чем может лучше писатель помочь своей стране, как не откровенной правдой? Сатирик - тот же лекарь, а Булгаков знал, что иногда надо резать по живому, чтобы излечить запущенную болезнь. Но его объявляли пасквилянтом и злобствующим недоброжелателем. «За 7 последних лет, - писал Булгаков другу, - я сделал 16 вещей разного жанра, и все они погибли. Такое положение невозможно... В доме у нас полная бесперспективность и мрак» (2 октября 1937 г.).

Все надежды на полноценное участие в литературной жизни страны рухнули окончательно и бесповоротно для писателя, когда Сталин запретил к постановке пьесу о себе - «Батум». И сразу дала знать о себе затаившаяся болезнь, которая началась ещё в 1934 г., когда Булгаковым было отказано в загранпаспортах: у него появился страх смерти, одиночества, пространства. На него наступала страшная болезнь - гипертония почек, болезнь неизлечимая, от которой умер и его отец в том же возрасте, что и Михаил Афанасьевич.

Булгаков как врач понимает, что дни его сочтены, он составляет завещание, но не сдаётся до последнего: он продолжает шлифовать роман «Мастер и Маргарита». Лишь за 3 недели до смерти, ослепший, измученный страшными болями, он прекратил редактировать роман. Он умер 10 марта 1940 г., держа за руку Елену Сергеевну. Она сдержала клятву - не отдала его в больницу и дождалась публикации его произведений.

М.А. Булгаков похоронен на Новодевичьем кладбище. До начала 50-ых годов на его могиле не было ни креста, ни памятника. Елена Сергеевна не раз захаживала в прикладбищенскую мастерскую в поисках надгробной плиты и однажды заметила в яме среди обломков мрамора огромный чёрный камень. «Что это? - поинтересовалась у гранильщиков. - «Да Голгофа». - «Как Голгофа?» Ей объяснили, что на могиле Гоголя стояла Голгофа с крестом, пока к юбилею не поставили новый памятник. Камень этот, по преданию, выбрал в Крыму Иван Аксаков и привёз в Москву на лошадях. «Покупаю», - не раздумывая, сказала Елена Сергеевна. Так гоголевская Голгофа стала надгробным памятником Булгакову.

Когда-то Михаил Булгаков писал другу, вспоминая Гоголя: «Учитель, укрой меня своей чугунной шинелью». По слову и сбылось.

А «Мастер и Маргарита» стал сенсацией и романом века. Анна Ахматова, прочтя роман ещё в рукописи, сказала об авторе: «Он гений». Жадный интерес к роману привёл к публичным мистериям: майские костюмированные балы на Патриарших прудах, приуроченные ко дню рождения писателя, всевозможные булгаковские общества, театральная студия на чердаке дома со знаменитой квартирой 302-бис, разукрашенные символами и цитатами из романа стены подъезда, неизменно растущие рейтинги романа в опросах современников...

ЗАВЕЩАНИЕ МАСТЕРА

Жена М. Булгакова Елена Сергеевна пережила своего супруга на 30 летЖена М. Булгакова Елена Сергеевна пережила своего супруга на 30 лет. Именно она проделала огромную работу: опубликовала большую часть творческого наследия Булгакова. Для памяти великого писателя и любимого мужа она сделала даже больше, чем обещала ему. Но была ещё одна клятва, которую Елена Сергеевна дала умирающему Булгакову. В один из вечеров, когда Михаил Афанасьевич, несмотря на болезнь, ещё мог говорить, он сказал Елене Сергеевне, что хочет составить завещание. И пусть в нём будут такие строки: человек, который придёт к нему, Булгакову, после того, как будет опубликован роман «Мастер и Маргарита», придёт в день, когда Михаил Афанасьевич сжёг первый вариант рукописи романа, и положит цветы на могилу, - этот человек должен получить определённый процент гонорара от авторского... Это была очередная, хотя и горькая шутка Михаила Афанасьевича. Однако Елена Сергеевна пообещала мужу, что она выполнит его волю.

10 марта 1940 г. писатель умер. А почти через 30 лет весной 1969 г., наутро после сноса в Москве последнего дома уже исчезнувшего к тому времени Охотного ряда, в котором находилось первое «Стереокино», на Новодевичьем кладбище появился молодой человек. Он был один. И искал он могилу. Точного места её он не знал. Помнил лишь, что этого человека похоронили в вишнёвом саду неподалёку от могилы А.П. Чехова, среди могил старейших артистов Художественного театра. И всё же молодой человек нашёл, что искал. Именно могилу Михаила Булгакова искал в тот весенний день молодой человек. Нашёл и расстроился: ни одного цветка. Он вернулся к выходу, к цветочному магазину, принёс, положил цветы, постоял немного и уже собирался уходить, как вдруг услышал тихий голос: «Молодой человек, подождите». Он оглянулся и увидел пожилую даму. Памятник Михаилу БулгаковуОна поднялась со скамейки, стоявшей чуть дальше по тропинке, и пошла ему навстречу: «Простите, как вас зовут?» Молодой человек представился: «Владимир Невельский, журналист из Ленинграда». Но он терялся в догадках: кто была эта женщина и что всё это значит? «Мистика какая-то, чертовщина», - подумал он и вернулся в Ленинград. О встрече с незнакомкой он вскоре забыл. Но недели через две на его домашний адрес из Москвы пришёл почтовый перевод. «От кого эти немалые деньги?» - снова терялся он в догадках. А через день в ленинградской квартире молодого журналиста раздался телефонный звонок: «С вами говорит Елена Сергеевна Булгакова. Вы получили перевод? Его послала я, выполняя последнюю волю покойного Михаила Афанасьевича. Он был велики шутником и выдумщиком. Даже когда заболел, устраивал розыгрыши». И Елена Сергеевна рассказала Невельскому о необычном завещании Булгакова.

Так, спустя 29 лет, она выполнила последнюю волю Михаила Афанасьевича. Ведь именно 18 марта 1930 года, то есть ровно 39 лет назад, Булгаков сжёг первый вариант «Мастера и Маргариты». ...Владимир Невельский не знал, что ему делать с немалыми деньгами. Купил деревянный катер. Художник по его просьбе нарисовал буквы. Потом их вырезали из латунной пластины и прикрепили к борту катера - огромные сверкающие золотом буквы - «Михаил Булгаков». А потом катер отправился в своё первое плавание - по Неве, по Фонтанке. Он шёл мимо здания публичной библиотеки. Была весна, и у входа стояла большущая очередь студентов. Увидев надпись на борту, они кинулись к набережной и долго аплодировали идущему по реке «Михаилу Булгакову»!

Михаил Афанасьевич Булгаков. Читайте и наслаждайтесь.

Литература

  1. Булгаков, М.А. Собрание сочинений в 5 т. Т. 1. Записки юного врача; Белая гвардия; Рассказы; Записки на манжетах / вступ. статья В. Лакшина. - М.: Худож. лит., 1989. - 623 с., ил.
  2. Калюжная, Л. Сто великих писателей / Л. Калюжная, Г. Иванов. - М.: Вече, 2004. - С. 469-482.
  3. Петелин В.В. Жизнь Булгакова. Дописать раньше, чем умереть / В.В. Петелин. - М.: ЗАО Центрополиграф, 2005. - 665 с.
  4. Прохоров, Б. Завещание Михаила Булгакова / Борис Прохоров // Северная Осетия (Деловой вторник). - 2008. - 19 фее. - Сб.

Новая библиотека. 2011. N 9. С. 9-27.

На нашем сайте можно скачать книги с криптозащитой для прослушивания.

На нашем сайте можно прочитать:

{jcomments on}

 
Вам понравилась статья? Поделитесь с друзьями.
Увеличение шрифта

Увеличить шрифт 3 Обычный шрифт 3 Уменьшить шрифт 3

Поиск по сайту
Проект библиотеки

Перевод(Translator)
Календарь событий

 Mar   April 2019   May

SMTWTFS
   1  2  3  4  5  6
  7  8  910111213
14151617181920
21222324252627
282930 
Julianna Willis Technology
Клубы по интересам

Уважаемые посетители и гости сайта!!!


Тульская областная специальная библиотека для слепых приглашает к сотрудничеству мастериц и волонтеров для изготовления тактильных книжек для маленьких детей с нарушениями зрения.
Обращаться по телефону:
8(4872) 41-66-14
8(4872) 41-03-36
Электронный адрес: Tosbs@tularegion.ru

 banner neb

banner antinarkotik

Профилактика нарушений
правил дорожного движения

Профилактика нарушений правил дорожного движения

Наш адрес: Тула, ул. Щегловская засека, дом 9. ТОСБС.
Технические вопросы:  +7 (4872) 41-04-81
Эл.адрес: Tosbs@tularegion.ru
Сайт: www.tosbs.ru - адаптирован для пользователей с проблемами зрения
Целевая аудитория: работники библиотек, читатели, педагоги, студенты вузов и колледжей, школьники,
работники социальной сферы и общественных организаций, воспитатели коррекционных детских садов,
дефектологи, тифлопедагоги, люди с ослабленным зрением и незрячие, их родственники,
а так же широкий круг аудитории.